Новости партнеров
Экономика

Может ли Масленица обогатить Псковскую область?

18.02.2010 16:11|ПсковКомментариев: 28

Туризм выбран областной властью  в качестве одного  из трех стратегических направлений развития региона. Привлечь туриста должны не только исторические достопримечательности, но и события культурной жизни. В качестве примера последнего  позиционируется, в том числе Всероссийская масленица в Пскове.

Само мероприятие достаточно описано в прессе, оставим право судить, был ли первый блин комом читателю, и попытаемся ответить на вопрос, при каких условиях масленница может стать как минимум окупаемой, а как максимум приносить региону экономические дивиденды. Иными словами, создадим некую упрощенную модель, каким должен быть праздник, чтобы его можно было назвать успешным финансовым предприятием.

Согласно исследованию «Состояние и перспективы роста рынка туристских услуг», среднестатистический турист тратит в Псковской области 1930 рублей. Иными словами приезжий готов оставить эту сумму денег здесь, на территории Псковской области. Хотя эти данные были получены не сегодня, но как точка отсчета они представляют интерес, тем более, что сама цифра недалека от замеров Института регионального развития на масленице, согласно которым  средний уровень расходов приезжего составил порядка 2000 рублей на человека. Умножая рубли на число гостей, мы получаем ту сумму денег, которая может войти в экономику области, по аналогии, когда мы берем средний кассовый чек супермаркета и среднее число посетителей магазина. К примеру, если предположить прибытие 1 тыс. гостей, мы имеем всего около 2 млн. руб., если же их число возрастает до 6000-8000, а такая цифра звучала в прогнозах, экономика может получить уже 11,6-15,4 млн. рублей. Для этого лишь требуется адекватный, интересный потенциальному гостю набор услуг на ту сумму, которую ему не жалко потратить. Зная, сколько копеек с рубля в сфере услуг идет в казну государства, можно рассчитать экономический эффект для бюджетов всех уровней.    

Правда, есть одно но. Гостям нужно где-то жить. Известно, что гостиницы Псковской области рассчитаны примерно на  2500 мест, если добавить так называемые специализированные средства размещения, число мест можно увеличить до 5500. Если предположить, что средняя цена размещения составит 2 000 руб. (в гостинице она естественно будет на порядок дороже, но мы учитываем и другие места для проживания),  тогда сутки дадут 2 млн. руб при 1 тыс. гостей, чтобы получить, скажем, 20 млн. за сутки, нужно создать 10 тыс. мест размещения (либо увеличить плату за размещение, что естественно нежелательно). Но здесь вопрос уже другой, вряд ли будет интересно инвестору создавать места размещения для событий, что проходят раз в год. Соответственно, либо таких событий должно быть много, либо туристу придется приехать не на один день. Есть, конечно, и другой вариант, жить в палатке, но он явно не для зимы.

При коэффициенте загрузки в 0,35, максимальное число мест размещения (потенциально свободных) в нашем случае составит порядка 3575, но не все они находятся в Пскове. Что имеем в итоге, если нам удастся разместить, скажем, 3 тыс. туристов на три ночи, оборот может составить порядка 18 млн руб. Повторюсь, это очень грубые подсчеты.

Попробуем рассчитать максимальную емкость рынка, если так можно выразиться. При 3 тыс. туристов в день с размещением имеем 11,79 млн., если праздник длится три дня – 35,37 млн., если 4 дня – то цифра может дойти и до 45-47 млн. Это максимум для нашей модели. Максимум нередко недостижим, его важность в том, что он показывает, к чему можно стремиться. Чтобы расширить границы (максимум), надо менять модель: строить гостиницы, к примеру.

Что может изменить эту цифру в меньшую или большую сторону. По данным уже приводимого исследования, наибольшую долю турпотока в Псков, а это порядка 42%, составляют гости, прибывшие на собственном автомобиле, как правило, на один день. Что это значит? Если гость не оценит праздник, он может просто развернуться и уехать в тот же день. Соответственно минус размещение. После открытия Лужской объездной, сам путь из северной столицы до Пскова составляет не более 4 часов, а значит, поездка на день вполне приемлема и не доставляет особого неудобства (всем, кроме водителя). Правда, с другой стороны, если праздник удался, он может посоветовать соседу сеть завтра в автомобиль и приехать на денек в Псков. И здесь мы вновь выходим на качество турпродукта: захочет ли гость праздника приехать в следующий раз и рекомендовать приехать своим друзьям? В этом смысле шоу, праздник, народное гулянье ничем не отличается от посещения концерта или цирка.

Позволю себе простой пример из жизни. Как-то раз,  меня уговорили пойти в цирк.  Билет стоил дорого (в моем понимании, естественно), но его уже купили, и мне оставалось лишь отдать деньги другу и присоединиться к компании. Чтобы невольно не сделать рекламу, скажу лишь, что это был республиканский цирк в одном из городов нашей страны. Уже через 10 минут после начала представления я пожалел, что его не видит мой ребенок: современное лазерное шоу, яркие костюмы, интересная хореография, качественный звук,  много воды, животных и т.д. И я понял, что согласен еще раз заплатить ощутимую для меня сумму денег, чтобы опять попасть на представление. Скорее всего, я именно так и сделаю, если когда-нибудь заеду в этот город. Полагаю, что я не одинок в этом желании: платить за качественный продукт. И если житель Пскова еще не избалован дорогими шоу (карнавалами, к примеру), то гость, готовый платить деньги, может быть намного более привередлив. Как говорят эксперты, внутренний туризм имеет большие перспективы, но российский турист становится более требовательным к сервису, качеству потребляемых им услуг.  Потому основное значение этой масленицы для власти – дать объективную оценку, провести SWOT анализ (сильных и слабых сторон,  возможностей и угроз) и учесть уроки опыта при проведении мероприятия в последующие годы.

Теперь об окупаемости. Самоокупаемость – это не равенство оборота праздника  расходам государства. Ведь бюджету достается лишь меньшая часть потраченных гостями денег. Но это трактовка в узком смысле. Если предприниматели, получившие большую часть, вложат ее в экономику, и это приведет к росту налоговых поступлений в будущем, это тоже экономический эффект, хотя и косвенный. Впрочем, проблема окупаемости снимается как таковая, если администратором и продюсером праздника становится коммерческая структура, не привлекающая бюджетные средства, но рассчитывать на такое в ближайшие годы не стоит, что вполне естественно.

Понятно, что праздник раз в году – не панацея. Чтобы реально зарабатывать на туризме, «поводов» или центров притяжения должно быть много. В идеале каждую неделю и с учетом различия в интересах потенциальных гостей. Здесь, очевидно, большую значимость приобретает прогнозирование числа участников мероприятия. Вспомним дни города. Относительно небольшое число гостей, и в то же время столпотворение на набережной. Уже дискомфорт. Возможно, зимой проще. Но если вести речь о создании неких малых брендов, которые позволяют привлекать гостей не раз в году, а намного чаще, то получается, что самих площадок должно быть как минимум несколько. Очевидно, что на праздник может выйти весь город (и тем самым увеличить его экономический эффект), если ему он покажется интересным. Если, несмотря на возгласы «ну, как всегда одно и то же», на днях города, как говорится, «яблоку негде упасть», то, что может быть при ожидании, что каждый раз праздник будет особенным. Интересно, что согласно замерам Института регионального развития, 86,2% посетителей масленицы составили псковичи.

Что означает ярмарочная торговля? Это может быть просто возможность потратить некоторую сумму денег. Когда мы потратим денег больше? Для меня эта цифра будет коррелировать с временем, проведенным на мероприятии. Если мне скучно, я не потрачу ничего. Если добавить к привычной торговле шашлыками и блинами, скажем, ярмарку сельхозпродукции, тем самым можно поддержать малые формы хозяйствования и добавить местным производителям известности за пределами региона. Понятно, что не тут же, места не хватило бы, но где-то рядом, недалеко, на той же автомобильной стоянке возле областной больницы (как ни крути, на всех желающих припарковаться ее все равно не хватит). К тому же рынки и ярмарки у нас любят. Согласно данных статистики, пятую часть покупок товаров жители области осуществляют на розничных рынках.

Развитие туризма могло бы увеличить оборот  розничной торговли региона. В2008 году онсоставил 50929,2 млн. рублей.  По обороту розницы на душу населения мы обгоняем на Северо-Западе лишь Вологодскую область. Учитывая намного больший объем потребления петербуржца, в 1,7 раза по сравнению с псковичом, житель северной столицы становится весьма привлекательным, с экономической точки зрения, гостем на празднике, подобном «Всероссийской масленице». Кстати, приводимые данные статистики подтверждаются социологическими: гости из соседних регионов, составляя лишь 13,8% участников праздника, оставили на нем почти столько же, сколько все остальные – т.е. псковичи. К этому стоит добавить один нюанс, если мы хотим продавать больше – мы должны продавать дешевле. Тот же петербуржец, приехавший на масленицу, может приобрести не только блины, но и другие товары, если они будут стоить дешевле, чем в его родном городе.  Когда-то Псков был, в том числе, торговым городом. Сейчас мы также недалеки от этого. В сфере торговли Псковской области занят каждый шестой из работающих жителей региона. Торговля догнала традиционно развитые обрабатывающие производства и сельское хозяйство. Но если в последней из приводимых отраслей мы наблюдаем постепенное снижения числа работников, то торговля серьезно упрочила свои позиции. Возможно, звучит не совсем корректно, но получается, что бывший работник сельхозпредприятия и лесной отрасли переходит в торговое: при сокращении работников в сельском хозяйстве и лесной отрасли в 1,4 раза, занятость в торговле возросла в 1,5 раз, и это только за последние относительно благополучные двухтысячные годы. Впрочем, это  неудивительно, средняя зарплата работника торгового предприятия почти вдвое больше чем в АПК.  Стоит добавить, что в 2 с лишним раза возросло число работников ресторанов и гостиниц. Хотя пока еще вес в основных фондах и инвестициях в основной капитал этих отраслей невелик, можно сказать, наш регион становится территорией торговли и сферы услуг. Но если мы хотим зарабатывать на туризме – этого недостаточно. Услуги должны быть качественными, а цены – низкими, звучит просто, сложно сделать. 

Максим Голиков

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 256 человек
Лента новостей