Второй день работы творческой лаборатории ХХ Всероссийского Пушкинского театрального фестиваля в Пскове начали с доклада Сергея Фомичёва – известного исследователя-пушкиниста, доктора филологии, главного научного сотрудника Института русской культуры (Пушкинского Дома) Российской Академии наук. Как передаёт корреспондент Псковской Ленты Новостей, докладчик продолжил разговор по теме, которая вот уже несколько фестивалей является, по сути, самой актуальной для серьёзного театрального сообщества: «Проблемы сценической интерпретации трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов», и шире – проблемы смены власти, взаимоотношения власти и народа, взаимоотношения власти и одного человека, которые так волнуют сегодня общество, в современном театре.
Проследив истоки «Комедии о настоящей беде государству Московскому …» (не только от шекспировских хроник, с которыми традиционно сравнивают «Бориса Годунова», но ещё от Тацита с его жизнеописанием императора Тиберия), докладчик акцентировал внимание слушателей на том, что «русский сюжет» о царевиче Дмитрии, где коллизия смены правящих династий связывалась с легендой о чудесном спасении, стал самым продуктивным в мировой литературе XIXвека и по своей популярности в разных странах был сопоставим с сюжетом о докторе Фаусте. Сергей Фомичёв подчеркнул также, что в своей трагедии Пушкин трактует убийство ребёнка как неискупляемое преступление, которое никак нельзя оправдать никакими государственными интересами, и отметил, что этот сюжет не потерял своей актуальности и по сей день, чему подтверждение – пресловутый «закон Димы Яковлева».
Задача режиссёра в этой пьесе, где главный герой и ось трагедии – отсутствующий на сцене царевич Димитрий, «…показать, что все здесь – главные». Такой тезис выдвинул и обосновал Сергей Фомичёв. Особо исследователь творчества Пушкина остановился на вопросе о том, что такое у Пушкина – народ, и как он может быть показан на сцене, «пунктиром» проследив историю воплощения этого «собирательного персонажа» в советских и постсоветских постановках «Бориса Годунова».
В преамбуле к докладу Сергей Фомичёв признал, что тема сценического воплощения «Бориса Годунова» волнует его давно и напомнил, что поднимал её ещё на первом фестивале, 20 лет назад, и не единожды возвращался к этой теме на заседаниях творческой лаборатории в последующие годы.
Напомним, что слушателями и участниками обсуждений фестивальных спектаклей и докладов на творческой лаборатории Всероссийского пушкинского театрального фестиваля свободно могут быть все желающие. Работает творческая лаборатория в псковской областной научной библиотеке, заседания начинаются в 11.30.