В России все большую популярность завоевывает новое веяние – интерес к тайнам человеческой психики. Посещение психолога постепенно становится новым модным веянием, на психическое здоровье теперь обращают внимания не меньше, чем на физическое. Поэтому и появился в нашей стране неофициальный праздник – День психолога, который празднуется ежегодно 22 ноября.
Сегодня мы обратились к профессиональному психоаналитику Ирине Казаковой с просьбой рассказать, чем и как нынче живут псковские психологи.
- Ирина, есть ли у псковичей потребность в психологической помощи? Насколько сегодня мы обеспечены услугами психологов?
- Надеюсь, что это риторический вопрос. Конечно же, у псковичей как и москвичей и всех людей, есть потребность, а главное, должна быть возможность получить психологическую помощь. Что касается рынка психологических услуг в Пскове, то должна сказать, что постепенно ситуация улучшается. Однако хотелось бы, чтобы количество квалифицированных специалистов росло.
- Кто чаще всего обращается к помощи психологов (мужчины или женщины, молодые или взрослые люди)? С чем чаще обращаются сегодня люди, с какими проблемами сталкиваются?
- Женщины, безусловно, чаще обращаются за психологической помощью. У многих людей обращение за помощью к психологу все еще ассоциируется со слабостью или чем-то постыдным. Элементарная неосведомленность мешает людям искать помощи специалиста, когда она необходима. В последнее время, однако, наблюдаются изменения в лучшую сторону. Люди стали чаще обращаться за помощью с готовность к длительной работе над собой. Если говорить про возраст, то это в своем большинстве достаточно молодые люди, которые не боятся нового, понимают, что ни одна таблетка не способна разрешить их внутренние конфликты и наладить отношения с окружающими.
Люди старшего возраста обращаются в основном по рекомендации лечащего врача в тех случаях, когда многочисленные исследования показали, что человек здоров, но симптомы остаются. Панические атаки, депрессивные состояния, суицидальные мысли, утрата близкого человека, возрастные кризисы, неудовлетворенность отношениями, зависимости, обсессии — это наиболее часто встречающиеся причины обращения.
- Сколько стоят услуги психолога? Где и как его найти, куда обращаться?
- В среднем услуга психолога в нашем городе стоит от 1000 до 2000 рублей. Это достаточно низкая цена для консультации квалифицированного специалиста. Она обусловлена спецификой провинциального города. Именно цена вопроса порой является решающей при выборе специалиста. Наши горожане охотнее тратят деньги на посещение фитнес-клуба, салона красоты и т.д.
При современных технологиях найти психолога можно в интернете, но я бы советовала перед принятием решения внимательно изучить резюме специалиста, которого вы собираетесь посетить.
- Как определить, человек действительно окажет психологическую помощь или он не имеет квалификации и, скорее, навредит?
- Диплом психолога не всегда гарантирует, что перед вами квалифицированный специалист-практик. Чтобы работать с такими тонкими материями, как психика человека, необходимо пройти определенный профессиональный путь. Скажу больше, этот путь не должен заканчиваться никогда. Специалист должен постоянно совершенствовать свое мастерство, повышать квалификацию. Желательно, чтобы психолог был сертифицирован или проходил тренинг в рамках парадигмы, в которой он работает, и являлся членом профессионального сообщества, которое выступает гарантом качества и безопасности предоставляемых услуг.
- Кстати о парадигмах. Есть ли в нашем городе психоаналитики? Каково ваше отношение к психоанализу?
- Давайте разберемся с термином психоаналитик. В нашей стране нет такой специальности. В классическом понимании, психоаналитик — это специалист в области психического здоровья (психиатр, психолог), прошедший специальный тренинг в рамках Международной Психоаналитической Ассоциации (IPA), включающий в себя строгий отбор, дидактический анализ у тренинг-аналитика, прологированные супервизии клинических случаев, теоретическую подготовку. Стандарты со времен З.Фрейда не изменились. И это единственный путь, чтобы стать психоаналитиком. Если говорить о себе, то я прошла отбор и прохожу тренинг в рамках IPA. Однако это не значит, что нельзя использовать психоаналитическую теорию и технику в психотерапевтической практике вне IPA. В принципе, Фрейд считается основоположником психотерапии. Именно он в первые использовал разговорный метод (talking cure), для лечения истерии. Альтернативой классическому психоанализу является психоаналитическая психотерапия.
С 2011 года в нашем городе открыто региональное представительство Европейской Конфедереции Психоаналитической Психотерапии (ECPP), председателем которого я являюсь. Так что к вашему вопросу о наличии психоаналитика в городе, я бы ответила, что у нас есть психоаналитические психотерапевты, сертифицированные или проходящие тренинг. Миссией ЕКПП-Россия-Псков является популяризация психоанализа, привлечение коллег для прохождения тренинга, и дальнейшей сертификации в рамках сообщества европейского уровня. Так что пользуясь случаем, приглашаю коллег присоединиться к нашему профессиональному сообществу.
Мое отношение к психоанализу, как вы, наверное, уже догадались, крайне положительное. Это единственный глубинный метод, позволяющий разрешать внутренние конфликты. Его единственный минус — продолжительность. Часто необходим не один год, чтобы добраться до глубинных аспектов психики. Без этого долгосрочные изменения невозможны. Мне нравится психоанализ как концепция, позволяющая понять человеческую природу, и как метод, позволяющий достичь глубинных изменений.
Но хочу сказать, что психоанализ — это не панацея. В случаях семейных проблем я бы советовала обратиться к семейному психологу. И в нашем городе есть такие специалисты.
- Может ли психолог что-то сказать о человеке - только по его внешности?
- По внешности человека психолог, как и любой другой человек, может получить первое впечатление. На бытовом уровне нам нравится или не нравится человек. Если же психолог находится на своем рабочем месте, то он фиксирует всю информацию, которую получает от пациента, вербальную и невербальную, а также свои чувства, чтобы понять пациента. Кроме вопроса как он выглядит, я задаю себе еще вопрос «Почему он так выглядит»?
- Верно ли, что все проблемы из детства? Какие проблемы в будущем ждут детей 2000-х? и что уже сейчас нынешние родители могут скорректировать?
- Да, как бы банально это не звучало, но большинство психологических и психических проблем действительно родом из детства. Это происходит в силу незрелости психики ребенка и невозможности обеспечить идеальную среду со стороны родителей. Ребенок неизбежно сталкивается с фрустрациями и травмами, это вытесняется, а затем дает о себе знать, прорываясь из бессознательного. Психика ребенка пластична и, если вовремя обратится к специалисту, то можно избежать проблем в дальнейшем.
Очень актуальной проблемой является технологический прогресс. Наши дети не представляют себе жизнь без компьютеров и современных гаджетов. Для занятых родителей компьютер заменяет няньку, учителя, родителя для их детей. В результате дети переполнены информацией, полученной из электронных средств массовой информации, испытывают стресс. Но ведь дети делаю то, что им позволяют. Вседозволенность — тоже бич современного человека. У родителя сложная задача: быть любящим, но ставить рамки, быть понимающим, но разумными.
Банальный совет — проводите с детьми больше времени и больше играйте. Ведь игра — это основной вид деятельности ребенка, его язык. Говорите с ним на его языке. Уберите телефоны, айпады, компьютеры. Достаньте настольные игры, сходите на игровую площадку, в поход. Родитель должен не только физически присутствовать в жизни ребенка, но и уделять время только ему. Это может быть всего 20-30 минут в день, но это время — только его. Если детей несколько, то каждый ребенок должен получить свою личную порцию индивидуального общения. Прислушивайтесь к ребенку, поговорите, обнимите, скажите, что любите. Почаще хвалите и меньше критикуйте. И помните, никакие материальные блага не заменят ребенку родительского общения и принятия.
- Ежедневно с экранов ТВ идет информация о наступлении кризиса, росте цен и т.п. Есть ли какие-то психологические способы борьбы с экономическим стрессом?
- Постарайтесь не смотреть новости. Это реально вредно для здоровья, избегайте общения с людьми, которые склонны нагнетать обстановку. Криз и рост цен — это то, что мы не можем изменить и на что не можем повлиять. Это нужно принять как факт. Жизнь не закончилась. Радуйте себя, занимайтесь тем, что вам нравится. Устраивайте себе маленькие праздники. И верьте, что все будет хорошо!
- Какой простой совет на каждый день вы дали бы людям, которые, возможно, испытывают тот или иной не критичного характера дискомфорт в жизни?
- Обратитесь к психологу. Лучше залечить начинающийся кариес, чем потом вырывать зуб. Возможно, всего пара консультаций поможет пролить свет на причину дискомфорта. Зачем доводить себя до критичного состояния?
Но если по каким-то причинам вы не можете или не хотите прибегнуть к помощи специалиста, то постарайтесь прислушаться к себе. Задайте себе вопрос: А почему я испытываю дискомфорт? Что меня не устраивает? А чего я на самом деле хочу? И если Вы поняли, что вас не устраивает и чего хотите, то начинайте действовать, реализовывать, менять.
- Скажите, не тяжело ли самим психологам ежедневно сталкиваться с людскими проблемами и помогать им? Наверное, на это уходит очень много внутренней энергии? С каким настроением вы уходите с работы?
- Если психолог — профессионал, то он «не пропускает через себя», как это принят считать. Иначе, профессиональное выгорание неизбежно. Психолог эмпатично смотрит на ситуацию как бы со стороны и пытается понять. Для того чтобы не уходило много внутренней энергии психолог должен быть хорошо знаком со своей психикой, пройти тренинг.
Мне нравится моя работа. Наверное, альтруизм — это важное качество для психолога. И чаще всего я ухожу с работы в хорошем настроении. Особенно, когда вижу результаты своего труда и пациентам становится лучше, они обретают уверенность в себе, исчезают симптомы. Но в работе бывают разные периоды и иногда, прежде чем наступит улучшение, сначала происходит ухудшение. Тогда мой опыт помогает мне самой и моим пациентам верить в то, что все будет хорошо.