Скоро будет ровно год, как театральная школа-мастерская «Гвозди» при Псковском драмтеатре заявила о себе. Отметить это событие студийцы вместе с педагогами - режиссером Евгенией Львовой и артистом Денисом Золотаревым - намерены первым полноценным спектаклем. И не где-нибудь, а на большой сцене драмтеатра. О том, что произошло с проектом за этот год и каков итог работы, рассказывают читателям ПЛН его авторы.
Корреспондент: Прошел почти год. Время подводить итоги... Что такое театральная студия «Гвозди» сегодня?
Евгения Львова: В принципе, над всеми теми целями, которые мы анонсировали изначально, мы продолжаем работать. Мы получили группу очень талантливых одаренных детей, очень разных. Действительно, каждый у нас - гвоздь программы. Как нам хотелось, так и есть, к счастью. Поэтому для спектакля мы выбрали такой материал, который дает возможность проявиться каждому. Но в то же время это не драматургия, это проза. В драматургии нам бы пришлось делать очень четкое и жесткое распределение ролей, от этого трудно было бы уйти.
Дети и подростки наши включены в жизнь театра. А театр, как мне кажется, сейчас развивается как место культурного обогащения, общения и т. д. Ребята видели различные спектакли, в том числе, и фестивальные. Приезжал великолепный педагог Анвар Либабов, давал супер-мастер-класс для наших студийцев. Отчасти он и мой учитель, потому что когда-то я начинала учиться в театральной академии на курсе «Лицедеев».
В то же время мы ни в коем случае, как и анонсировали, не соблазняем детей профессиональной карьерой. Хотя, конечно, есть ребята, которые еще до прихода в нашу студию начинали думать о профессиональной карьере в театре - актерской или режиссерской. Мы даем им все, что можем дать, но куда-то подталкивать их мы не хотим, потому что наша задача - научить их совместному творчеству, причем, в разновозрастной группе, в разновозрастной команде. Это очень интересно наблюдать. В школе ведь разделены ребята на классы, это довольно жесткое разделение, и, в общем-то, не очень естественное. А тут нам удается их смешать. Это потрясающе. Глаза у младших, когда они работают на одной сцене со старшими, горят. Они сразу хотят быть не менее достойными, они им уже как-то даже поклоняются, выбирают, кто им особенно симпатичен. Мы даем им упражнения на совместное творчество. В этом много какой-то человеческой нежности.
Наверное, изначально мы работали достаточно закрыто. Иногда у нас были открытые показы, когда любой желающий мог придти. Но, конечно, на зачеты в основном приходят близкие - родители, друзья, школьные педагогики. А сейчас нам хочется выходить на решение наших целей не то, чтобы более амбициозных (ведь работа с детьми - это основная цель), но целей следующего уровня. Мы знаем, что одаренных детей в Пскове очень много. Даже по набору, который был у нас, это видно. К нам пришло прошлой весной почти 100 детей. Поэтому вокруг премьеры спектакля «Вот это вещь!» мы создаем несколько событий. Марина Николаева прочтет и для наших ребят, и для журналистов, и для всех желающих, но в основном для детей и подростков, лекцию, посвященную бытованию предметов в культуре, поскольку наш спектакль посвящен вещи, и ребята играют вещи, предметы, а иногда и вообще какие-то субстанции, как, например, воздушный поцелуй. Как сыграть воздушный поцелуй? Я вас уверяю, это не более простая задача, чем сыграть Гамлета. Это вполне себе задача серьезная. Таким образом, у заинтересованной публики появиться возможность посмотреть на тему с другой стороны, теоретической.
В первый премьерный день, 2 апреля, мы проведем пресс-конференцию с привлечением юных журналистов. Нам хочется, чтобы поколения смешивались. Это очень интересно, это очень обогащает. После премьеры мы объявляем конкурс на лучшую рецензию. Сейчас мы работаем над подбором неаффилированного, отдельного от нас жюри - профессиональных журналистов. Наверное, мы будем объявлять конкурс в трех категориях «Школьники», «Студенты» и «Взрослые журналисты-любители». Конечно, статьи-победители будут опубликованы на сайте Псковского театра. Главный приз - изысканный театральный бинокль, чтобы можно было ходить в театр с шиком.
Иными словами, наконец-то мы открываем двери широкому зрителю.
Корреспондент: А сколько детей сейчас занимаются в театральной студии «Гвозди»?
Денис Золотарев: Порядка 50-ти. На сцену выйдут больше 40 человек. Возраст самый разный. Младшие - от 8 до 12 лет, а старшие участники - это подростки, которым исполнилось 16. Они разделены на две группы: с 8 до 12 лет и с 12 и старше. Каждая группа работает над отдельной сказкой.
Корреспондент: Может быть подробнее расскажите про материал?
Денис Золотарев: Это Евгений Клюев. «Сказки на всякий случай», в которых действующими лицами выступают предметы, вещи или некие субстанции.
Евгения Львова: Евгений Клюев - потрясающий современный автор. Он и поэт, и переводчик, специализируется на детской литературе. В его произведениях есть такой философский слой, в них нет заигрывания с детьми, нет упрощений. Есть такая глубина, которая доступна в каждом возрасте. И в 8 лет есть что для себя открывать, и в 16 лет. Я надеюсь, что для родителей и взрослого зрителя там тоже есть определенная глубина. Особенно, когда играют дети. В них есть такая непосредственность, и одна из наших задач - эту непосредственность не передавить.
Денис Золотарев: А наоборот, даже подчеркнуть...
Евгения Львова: Да, с этим нужно быть очень осторожными. На нас дети производят очень большое впечатление. Мы, конечно, влюблены в наших детей, но, надеемся, что на премьере влюбятся все, кто придет на спектакль.
Корреспондент: Как собрать 40 детей на одной сцене? Задача не из простых...
Евгения Львова: Это сложно, и правда.
Денис Золотарев: Каждая группа работает над, условно говоря, своим рассказом, а наша задача будет в выпускную неделю все свести вместе, соединить, чтобы одна история перетекала в другую. Есть моменты массовые, когда объединяются все группы.
Евгения Львова: Мы очень волновались, когда нам предстояла первая репетиция всей командой на большой сцене. Для нас это очень серьезная ответственность. А если кто-то, не дай бог, свалится со сцены? Мы знаем, как дети умеют беситься, нам это хорошо известно, но в итоге сцена их очень организовала. Появилась ответственность, которую мы не навязываем, а которую они сами почувствовали.
Денис Золотарев: Большая сцена - это большая ответственность.
Евгения Львова: Как распределиться, как не шуршать, не дышать, когда вас за кулисами 20 человек, а выйти на сцену и своими звонкими голосочками озвучить огромный зал? Нам еще есть над чем работать. Надеемся, что в будущем им это пригодится. Это навыки, которые нужны не только артистам, но и любому человеку, который в определенные моменты жизни будет публичен.
Корреспондент: Репетиции на большой сцене уже идут?
Денис Золотарев: У нас был период, когда мы вышли на большую сцену. Сейчас в связи с планами театра мы опять занимаемся в репетиционной комнате. В выпускной период опять на неделю выйдем на большую сцену.
Корреспондент: Какой график у детей? Сколько они занимаются в вашей студии? Как справляются с нагрузками?
Евгения Львова: Дети занимаются три раза в неделю. Младшая группа разделена на подгруппы, поскольку в школах Пскова дети занимаются в утренние и дневные смены. Младшие ребята занимаются по 1,5 часа, старшие - по 2. Но сейчас мы уже начинаем их задерживать, вызывать дополнительно. В общем всячески мучить, но они от этого только счастливы. Мы перед праздниками встречались, и они у нас спрашивают: «А 8 марта будут занятия?» «Нет, ребята, - отвечаем. - Не будут. Дадим отдохнуть вашим мамам».
Корреспондент: Как родители включаются в процесс?
Евгения Львова: Когда мы увидели на одном из открытых уроков, какими глазами родители смотрят на своих детей и как они вместе с ними играют в своих креслах, мы поняли, что нужно замутить что-то для родителей.
Денис Золотарев: Это родилось еще тогда, когда проходили отборочные туры. Мы удивились, с каким азартом папы, мамы, иногда выбегая к детям, показывали им, как нужно делать тот или иной этюд, как произнести текст или какую принять позу. Мы поняли, что нужно делать для родителей какие-то события. Мы проводили уже совместное занятие детей с родителями, что тоже произвело большое впечатление как на нас, так и на родителей, судя по их отзывом.
Евгения Львова: Да, и для детей это тоже было интересно. Ведь, как правило, взрослые мерят взрослой мерой. А когда родители начинают дурачиться, вести себя как дети, причем профессионально, они делают это очень круто.
Денис Золотарев: Просто в повседневной жизни не всегда этому найдется время, настроение, а здесь, в игровой ситуации, можно позволить себе это сделать. Это очень интересный опыт для всех участников этого действа. Также мы подумываем сделать для родителей отдельно, без детей, какие-то мастер-классы, занятия.
Евгения Львова: Да. Невозможно же, даже если с тобой ребенок делится, рассказывает, что происходит на занятии, понять, почувствовать, ведь ты сам там не был. И есть какая-то тайна. А детям это даже важно, что у них есть что-то отдельное от родителей. Мы подумали: «Мы же взрослые, хочется взрослых поддержать. Давай сделаем для родителей отдельную творческую вечеринку, куда придут только взрослые, дети не допускаются!» (Смеется).
Корреспондент: У родителей от детей будет свой секрет?..
Евгения Львова: Да, совершенно верно. Им мы предложим какие-то упражнения актерские, которые требуют искры в глазах, но не убийственно тяжелые. Есть разный спектр актерских техник.
Денис Золотарев: Эта идея возникла в процессе общения с родителями, которые говорят: «Я бы тоже очень хотел поучаствовать. Могу ли я сыграть какую-то роль?» При желании, конечно, да.
Корреспондент: Есть ли шанс, что ваш первый с «Гвоздями» спектакль войдет в репертуар Псковского драмтеатра?
Евгения Львова: Мы очень надеемся, что все будет благополучно. Тут я, как режиссер, могу вам честно сказать, я никогда не знаю, какой получится продукт. Будет премьера, и мы что-то поймем. Дай бог, чтобы все было благополучно. В таком случае, мы будем стараться создать настоящую, вполне взрослую прокатную историю для этого спектакля. Тем более, что мы готовим костюмы, готовим музыкальную, визуальную часть. Конечно, очень хочется, чтобы спектакль игрался еще. Будем надеяться, что ребята останутся с нами, мы будем продолжать работать над следующими проектами, а этот еще хотели бы играть. Поэтому мы будем очень рады, если придет много людей, если мы получим зрительскую поддержку. Тогда, конечно, будем продолжать. И театр в этом заинтересован, потому что дети, подростки и взрослые, которые окружают детей, - это наша аудитория. Дети пришли в студию заниматься, потому что сами этого захотели, им было интересно, а потом начали ходить на спектакли и включаться все больше и больше в культурную жизнь Пскова.
Корреспондент: Набор в студию продолжается? К вам можно еще попасть?
Евгения Львова: Конечно, на выпуске спектакля попасть к нам нельзя. Весной мы планируем следующий набор, когда мы немножко выдохнем. У нас уже есть планы на будущее, потому что осенью у театра будет день рождения, и главный режиссер Александр Иванович Кладько попросил, чтобы студия подготовила творческий подарок, поэтому мы уже на это настроены, нам есть, над чем работать. Есть еще идеи, которые озвучивать пока рано. В общем, люди нам еще будут нужны. Поэтому ребята, которые после спектакля захотят остаться с нами, они остаются, и мы им усложним задачу. Но, конечно, мы пригласим и новичков. Запрос есть, поэтому пока хватает нашего человеческого ресурса, мы будем привлекать и новых участников.
Денис Золотарев: Если этот спектакль сохранится, мы постараемся тех ребят, которые к нам придут заниматься с нуля, в него каким-то образом включить.
Евгения Львова: Сейчас, видимо, конкурс будет достаточно серьезный, чтобы дети сумели включиться в уже сильную команду. Но я убеждена, что в городе есть ребята сильные, которые смогут это сделать.
Корреспондент: Ваши ученики делятся с вами, какую профессию хотят получить? Многие из детей мечтают об актерском будущем?
Денис Золотарев: В младшей группе из разговоров с родителями я знаю, что есть дети, которые пока рассматривают актерство в качестве мечты, которая еще может поменяться несколько раз. А вот в старшей группе есть несколько человек, которые спрашивали о нашем опыте обучения, о подробностях поступления в театральные вузы, люди, которые хотят связать свою жизнь профессионально с театром.
Корреспондент: Что можно им пожелать?
Денис Золотарев: Не потерять непосредственность.
Евгения Львова: И не потерять себя. Это непростая профессия, поэтому должен быть внутренний стержень и желание идти в глубину. Внешняя техника, приемы, внешние данные - это все очень важно, но если нет желание постигать какую-то глубину, если для тебя эта профессия не исследовательская, то, на мой взгляд, это как скорлупа от орешка. Если ты занимаешься исследованием человека, ситуации, среды, фантазий своих и зрителя, то ты на правильном пути. Бывает, когда набираешь детей, видишь яркого ребенка и думаешь, вот он будет лидером в команде, а потом вдруг оказывается, что для него важна сама идея «я в театре», но не глубина и подробность. Мы всегда говорим: «Будь подробнее!». Мы не говорим, это плохо или это хорошо. Никто не может так сказать. Подробен и точен ли ты — вот что всегда чувствует зритель, и профессиональный, и широкий. Поэтому «подробнее» - это главный критерий и слово, которое нашим ребятам уже, наверное, надоело. Очень часто в тренинге мы разделяем группу на две части: одни становятся наблюдателями (это серьезная работа - не отвлечься, не уснуть, а быть очень включенным), а другие - актерами. Упражнение выполняется, потом ребята, которые были на площадке, получают обратную связь от тех, кто за ними наблюдал. После дети меняются. Таким образом, ты слышишь не только некое значимое мнение взрослого, который, может быть, и неправ, но умеет очень красиво говорить, потому что он взрослый, но и сам видишь. Дети учатся друг у друга. Это очень важно, потому что в конечном итоге мы, как родители, должны будем их отпустить.
Корреспондент: Когда?
Евгения Львова: Когда они сами этого захотят, потому что им нужно будет что-то другое. Если кто-то из них поступит в вуз, у них, возможно, начнется совсем другая жизнь. Нам, конечно, как родителям (в кавычках), будет очень грустно, но тем не менее. В моей профессиональной жизни какая-то база взята даже не из театральной академии, а из студии. Мы с Денисом занимались в одной студии «Центр» при петербургском университете. Нам преподавали педагоги театральной академии. Это была студийная, особая жизнь. То, что они нам дали, иногда работает даже больше, чем полученные позже четкие профессиональные навыки. Лестно было бы думать, что ребятам мы дадим какую-то подобную базу.
Корреспондент: Какие взаимоотношения у ребят в студии?
Денис Золотарев: Мне кажется, сейчас хорошие. Общая работа всех объединяет, помогает преодолевать какие-то углы и сложные моменты общения друг с другом. Как нам кажется, у нас сложилась или складывается, дай бог, команда единомышленников, которые понимают друг друга, для которых общее дело важнее личных амбиций, предпочтений и т. д. Всем сейчас важно сделать хорошую работу.
Евгения Львова: Но даже до начала активного репетиционного процесса, мне кажется, уже прошел этап притирки, и мы очень счастливы, что руководство театра согласилось с нашей идеей, поддержало ее, чтобы практически на каждом занятии у нас присутствовал психолог Юля Заремская. Она ведет включенное наблюдение, что называется, и всегда нас страхует. И отношения ребят непростые, и в тех техниках, которые мы предлагаем, неизвестно, что вдруг станет детонатором и что-то внутри взорвется. Иногда мы, думаю, с точки зрения детей, бываем довольно жесткими. Мы критикуем, а они не привыкли к критике. Или критика в этой среде им оказывается тяжела. Юля всегда нас страхует. Кто-то из родителей вместе с детьми даже обращался к ней индивидуально. Она всегда готова выслушать, поддержать. Эта страховка от человека очень профессионального, очень доброжелательного, человека, который болеет за наше дело, который помогает создать безопасную среду, для нас очень важна. Это то, о чем мы мечтали, и очень рады, что в нашей студии это удалось реализовать.
Денис Золотарев: Ее советы часто оказываются очень дельными. Например, однажды она мне говорит: «Слушай, а почему у тебя, когда ты смотришь на то, как кто-то выполняет упражнение, такое лицо? Мне кажется, что тебе что-то неприятно». Я ответил, что это не так, просто я пристально всматриваюсь, а со стороны это выглядит так, будто мне неприятно. Она отвечает: «Дети могут воспринимать это так, будто ты выражаешь им свою неприязнь». Я пообещал за собой следить.
Корреспондент: Вы уже достаточно давно живете в Пскове?
Евгения Львова: 1,5 года.
Корреспондент: И у вас тоже маленький ребенок?
Евгения Львова: Да, девочка, 4 года.
Корреспондент: На ваш взгляд, в Пскове созданы все условия для развития детей?
Евгения Львова: Как мне кажется, не только для ребенка, но и для взрослых не хватает досугового пространства. Например, я не знаю такого клуба (может быть, только я его не знаю), куда бы можно было придти в выходные с семьей, где можно было бы развлекаться и общаться на самые разные темы с детьми разного возраста. В больших городах эту функцию выполняют, наверно, сравнительно недавно появившиеся в стране антикафе.
Денис Золотарев: Но это скорее молодежная среда.
Евгения Львова: Да, наверное. Только очень смелые и себя очень молодо чувствующие взрослые готовы приходить туда. Нам бы, конечно, очень хотелось, чтобы театр немножечко тоже расшатывал эту закрытую ситуацию, когда каждый сидит в своем пространстве. Семьей мы можем сходить в кино, можем сходить в театр, но какого-то открытого пространства для общения нам не хватает. Сейчас мне попалась в руки книга воспоминаний Лихачева Дмитрия Сергеевича, и он, вспоминая свою юность, рассказывает о журфиксах, о кружках, которые были в 20-е годы распространены в Петербурге. Меня поразило до глубины души, хотя это, вроде бы, и естественно, что на лекции, диспуты собирались как маститые ученые, так и обычная взрослая публика, студенты и школьники. Мы можем себе представить, чтобы на какой-то кружок у нас собрались ученые, студенты и школьники обсуждать какую-то философскую проблему или насущные проблемы нашего города? Мне это трудно представить. Поэтому, конечно, нам очень хочется, чтобы и на спектакль, и на пресс-конференцию, и на какие-то обсуждения приходили люди разного возраста. Мы будем создавать какие-то поводы для общения. У меня такое ощущения, что у публики разного возраста есть потребность в том, чтобы общаться. Потому что в театре даже когда были какие-то взрослые проекты, например, читки или обсуждения спектакля «Роберто Зукко» с режиссером, публика очень живо откликалась. Она готова и слушать, и высказываться. Общаются самые разные поколения. Это здорово.
Денис Золотарев: Главное это желание поддерживать и культивировать разными способами.
Корреспондент: Евгения, в большинстве своем вас, как режиссера, знают по детским проектам - «Кентервильское привидение», «Гвозди». Взрослым от вас что-нибудь перепадет? «Запрещено» не в счет - оно все-таки шло на другой, не театральной, площадке.
Евгения Львова: Будем надеяться. У меня есть идеи, о которых я буду говорить с главным режиссером. Если все это будет попадать в ту струю, внутри которой сейчас находится театр, мои идеи будут реализованы. Хотя, честно говоря, любой детский проект я всегда делаю и для взрослых тоже. Это мой принцип. Хотя я и беспринципный человек. Я считаю, что нужно быть гибким. Например, у нас были читки немецко-язычных переводных пьес для детей и подростков. Эта драматургия отличается от привычной нам, от классического представления о детском или подростковом театре. В чем-то она, может быть, более жесткая, социальная. В одной из трех читок мы задействовали двух наших старших ребят - Анжелику и Лешу. Они играли вместе с Денисом Кугаем. По возрасту они абсолютно совпадают с героями. Тема очень непростая - осмысление опыта Второй мировой войны, которая, чем дальше мы от нее уходим, тем больше мифологизируется, тем сложнее ее воспринимать. Мой дедушка еще воевал, для моей дочки он уже прадедушка. Через поколение это становится все дальше и дальше. Это и детская история, но она и очень взрослая. И обсуждение показало, что взрослые и дети даже не всегда друг друга понимают, а возможность соединиться появляется именно через такой продукт. Одна из взрослых дам сказала: «Нет, это очень жестко. Наверно, это нам не подходит». Подростки ответили: «Зато стало понятно. Вот это тронуло». И тогда начался диалог между разными поколениями. Мы договорились с Кладько, что этот проект мы будем продолжать. Сейчас решаем вопрос с авторскими правами.
Корреспондент: Вновь будут немецкие авторы?
Евгения Львова: Будет тот же самый материал. Мы из читки сделаем спектакль. Что-то, конечно, нужно отредактировать. В принципе, это и будет спектакль-читка. Мы хотели бы привлечь к проекту и историков, и психологов, и детей, и подростков, чтобы это не просто была демонстрация. Чтобы не просто была рампа - поаплодировали и разбежались. Нет. Мы эту границу будем разрушать. Может быть, будем заранее готовиться к общению с детьми на какие-то темы.
Корреспондент: Есть ли какое-то взаимодействие взрослых актеров труппы театра с вашими студийцами? Может быть, обмен опытом?
Евгения Львова: Не очень широко. Была встреча с драматургом после премьеры «Кентервильского привидения» и Денисом Кугаем, переводчиком и профессиональным филологом. У ребят была возможность поговорить с людьми, профессионалами своего дела, выяснить, чем отличается текст рассказа от текста пьесы, почему приходиться менять обстоятельства, что такое перевести стихи, что такое перевести культуру на другой язык так, чтобы было понятно, но сохранить атмосферу. Был такой интересный опыт для ребят. Тем более, что у нас есть ребята пишущие, которые в будущем, наверно, видят себя журналистами, блогерами.
Денис Золотарев: Мы приглашали на открытые уроки людей старшего поколения из труппы, людей, с кем мы общаемся, потому что нам было очень интересно их мнение о нашей работе. Мы его получили. Но непосредственного их общения с детьми в широком смысле слова пока не было. Может быть, это удастся сделать после спектакля «Вот это вещь!»
Евгения Львова: Но здесь тоже нужна какая-то идея совместной работы, потому что только в ней и происходит самое продуктивное общения. Нужно подумать над форматом, возможно, что-то и родиться. Потому что ребята очень восхищаются артистами.
Корреспондент: Вы часто водите их на спектакли Псковского драмтеатра?
Евгения Львова: Ребята свободно могут посещать любые спектакли нашего театра, на привозные проекты - зависит от наполненности зала. Кроме того, есть ограничения по возрасту, которые предпочтительно соблюдать, хотя они не всегда отражают реальность.
Корреспондент: Но у вашего спектакля нет возрастных ограничений?
Евгения Львова: Нет, наверное, мы будем ставить 6+. Просто тяжеловато малышам смотреть. Хотя наша дочь смотрела и трехчасовые «Маленькие трагедии», которые привозил Ижевск. Но это отдельный случай, потому что она профессиональный актерский ребенок (Смеется).
Денис Золотарев: Естественно мы не будем стоять на входе и разворачивать людей. Просто ребятам, которые будут работать на сцене, дошкольную аудиторию довольно трудно собрать. Нужна двойная энергия, чтобы собрать их внимание. Над этим мы работаем, но пока они не профессионалы.
Евгения Львова: Кроме того, здесь еще непростой жанр. Понятно, что в три годика все смыслы-то и не уловишь. Зал такой большой, а люстра висит, значит, надо бегать и кричать. Это естественно. Понятно, что все возрастные категории носят рекомендательный характер. Кто-то знает, что его ребенок будет смотреть все, что угодно, ему все интересно, любое зрелище, и сколько он успевает получить, столько он и получает. Кто-то знает, что его ребенок не готов высидеть. Зачем тогда его мучить? И у родителей в таком случае нет шансов посмотреть спектакль.
Корреспондент: Как эту большую группу из 40-50 человек подготовить к этому непростому испытанию зрителем?
Евгения Львова: Когда стоишь на большой сцене (хотя когда там 40 человек детей, она не кажется такой уж большой), ты чувствуешь некий вакуум. Начиная спектакль, мы будем использовать прием - и учебный, и режиссерский, который позволит им выйти и на этой сцене почувствовать себя здесь и сейчас, спокойно. Сосредоточиться и идти вперед.
Денис Золотарев: Ключевое слово для меня «сосредоточиться». Если ты не пытаешься публике угодить, как-то понравиться, а просто сосредоточен на той задаче, которая перед тобой поставлена, то все будет хорошо. Ты просто стараешься как можно точнее выполнить свою партитуру.
Евгения Львова: В каждый момент спектакля у тебя есть определенное дело, и если ты им занимаешься, то тебе нестрашно. А потом мы очень много даем техники, которую мы между собой называем бредотерапия, на расслабление, на уход от бытовой реальности, на хулиганство. И в принципе мы ребят настраиваем, что, с одной стороны, мы делаем что-то серьезное, совместное, нужно быть очень внимательными друг к другу, бережно относиться к партнерам, к зрителю, а с другой стороны, мы шалим. Это хулиганство, конечно. Мы надеемся, что так это и будет восприниматься.
Корреспондент: Вы сами с ними на сцене шалить будете?
Евгения Львова: Я думаю, нет. Во-первых, есть технические моменты - мы должны быть за режиссерским пультом, отслеживать, чтобы все службы работали слаженно. А во-вторых, это их работа. Мы отпускаем их, к сожалению. Я кому-то уже плакалась, что я бы хотела быть дирижером, а не режиссером, потому что он все равно руководит своей палочкой. Тут нет, ты отпускаешь, и корабль плывет. Это первый их шаг к тому, чтобы повзрослеть и нас отпустить. Наша поддержка будет, безусловно, но в принципе, они должны справиться сами. В этом и задача.
Беседовала Светлана Аванесова
Добавим, спектакль «Вот это вещь!» театральной школы-мастерской «Гвозди» будет показан на большой сцене Псковского драмтеатра 2 и 3 апреля в 16.00. Приобрести билеты можно здесь.