В Лиссабоне сегодня стартует первый полуфинал Евровидения. Свои номера представят артисты из 19 стран, но в финале окажется лишь половина из них. У участников второй части, которую также ждет ополовинивание, есть еще время до 10 мая, чтобы провести заключительные репетиции. В том числе, и у Юлии Самойловой, которая представляет в этом году Россию. Вопрос лишь в том, помогут ли ей все эти «прогоны» победить?
Букмейкеры, к примеру, никак не хотят видеть Юлию Самойлову даже в первой десятке конкурса. Пальму лидерства они отдают кудахчущей мадам из Израиля - Нетте Барзилай. Среди фаворитов также называют Элину Нечаеву, оперно выступающую за Эстонию, и Александра Рыбака, играющего на скрипке в пользу Норвегии. Оцените иронию. Певцы русского происхождения могут музыкально и вокально уделать россиянку. И, скорее всего, уделают.
Любопытно, что накануне конкурсе в сети начался бурный хайп, как сейчас модно называть бурление масс в виртуальном пространстве, связанный с европейским конкурсом песни и пляски. И речь шла вовсе не о том, что нам нечего делать в этой псевдомузыкальной содомии, или о том, что нам лучше дома сидеть и плеваться от негодования с учетом напряженных отношений нашей страны с условным «Западом». Не-а. Отдельные вбросы, конечно, были, но они все утонули в потоке других возмущений: «Зачем мы едем на Евровидение с заведомо провальной композицией и посылаем певицу, которая не умеет петь?!».
О, как! В прошлом году блогеры и повелители соцсетей вещали, что девочку Юлю не пустили на конкурс гнусные русофобы, а она такая замечательная, а в этом – пустили, но лучше б не пускали. Потому что многие соотечественники решили, что при таком раскладе мы едем не выступать за честь страны, а позориться.
Поводом для народного гнева стал утекший в сеть ролик с предконкурсным выступлением Самойловой с песней I won’t break («Я не сломаюсь»), старательно сейчас выпиливаемый Первым каналом отовсюду под грифом нарушения авторских прав. Мне удалось его отыскать и посмотреть. Вернее, послушать. Приходится признать, что это испытание для слуха не для слабонервных. Юля на видео не просто не тянет эту песню, она мажет мимо нот, откровенно «петушит» и выглядит все это… жалко.
После утечки ответственные за выступление Самойловой стали списывать вокальный кошмар на отсутствие должной подготовки, неважное самочувствие исполнительницы и плохо настроенное оборудование. Сама Юля в соцсетях написала, что перенесла недавно серьезную операцию на позвоночнике и теперь ей приходится учится петь вновь. Допустим. Но, может быть, стоило тогда уступить место другому исполнителю?
Утонуло в дизлайках и официальное видео Самойловой. На данный момент, на Youtube оно собрало более 31 тысячи пальцев вниз, а количество лайков с трудом перевалило за 19 тысяч. В комментариях многие отмечают, что недовольны вокальными данными Юлии, а сам клип вызывает, скорее, ощущение неловкости, если не отторжения. Идея «спрятать» человека в инвалидном кресле в гору, это, конечно, оригинально, но смотрится дико.
Кстати, эта идея будет продолжена и в концертном выступлении Юлии на сцене Евровидения. «Мы не хотели, чтобы зрители видели на сцене инвалида», - объясняют постановщики. Однако поющую девушку в нелепой конструкции, напоминающей папье-маше, едва ли можно назвать удачным решением. Злые языки уже назвали это емко – вулкан на колесиках. Обидно.
Не порадовали любителей Евровидения и записи с репетиций Самойловой уже на самом конкурсе. Несмотря на то, что голос певицы теперь тщательно прячут за бэквокалистами, огрехи вокала все равно слышны. Причем даже в тех местах, где виртуозное владение связками и диафрагмой не требуется.
А ведь все надеялись, что песня Самойловой не просто взорвет конкурс, а станет сокрушительным ударом после пропуска прошлого года. Музыкальным возмездием с показом на нотах, где тут кузькина мать. Вместо этого мы получили пресную заунывную композицию, которую Юля еще и не тянет.
Нетрудно предсказать развитие сценария. Другие страны поставят нам плохие оценки, а у нас в традиционной программе после эфира Евровидения, видные деятели, с позволения сказать, политики и культуры, будут рычать про ненависть к России и неуважение к человеку с ограниченными возможностями. Причем есть подозрение, что все это произойдет еще на этапе полуфиналов.
А мы оскорбимся, и финал не станем вещать. Да?
Между тем, в этом году конкурс обещает быть интересным. По крайней мере, ценители оценят. Страны стали проявлять большее разнообразие в жанровых заигрываниях в узких рамках попсы и стали смелее петь на родном языке, а не на вездесущем английском. Итальянцы, греки, португальцы, венгры, армяне, испанцы, сербы, итальянцы и французы предпочли в этом году родную речь. Некоторые оказались не настолько храбры, и сделали микс из родного языка и английского. Например, албанцы, литовцы и грузины.
Это, кстати, многое говорит о внутренних процессах Европы, в которой сначала все стремились к единению и даже антлантизму, а теперь вдруг стали делать акцент на уникальность и независимость. Как ни крути, а Евровидение всегда было зеркалом, кривым или не очень, политических отношений между странами. Впрочем, это никогда не отменяло того факта, что перед нами, прежде всего, шоу. В меру развлекательное, и уж точно без претензий на высокое искусство.
Кстати, без особой традиционной «нетрадиционной» приправы в этом году тоже не обойдется. Нет, поющих бородатых женщин не будет, и мужиков с накладными грудями тоже не завезли. Вестником толерантности на этот раз неожиданно выступает брутальная Ирландия. Вот откуда меньше всего ждали! Между тем в клипе от участников конкурса два парня очень трогательно держатся за ручки, как бы намекая. И куда только смотрят ирландские хоругвеносцы?
В остальном, все на редкость ровно. Неудивительно, что на этом фоне выделяется представительница Израиля с веселой песенкой, щедро приправленной баловством и кудахтаньем. Противопоставить этому «евроугару» пафосную композицию и сомнительную постановку – так себе затея. Впрочем, в жизни всегда есть место для сюрпризов. Ну, а вдруг?
Алексей Овчинников