Всю эту неделю в разговорах со знакомыми я то и дело слышу вопрос: «Ну и как тебе, пророчество Глазычева? К чему бы это?»
Суть дела: московский искусствовед, архитектор, директор института продвижения инноваций (?!), в прошлом телеперсонаж под псевдонимом «мистер Монблан» и много кто еще в одном флаконе Вячеслав Глазычев вновь вспомнил о Пскове и дал знать о себе. Жив еще, курилка. Причем, засветился в этот раз он весьма своеобразно, публично вынеся в Сколково «смертный приговор» Псковской области: дескать, жить нашей губернии осталось лет пять. А там – привет, и поминай как звали. Траурный марш пора заказывать...
Наблюдать за последовавшей реакцией псковичей (неважно, в духе «А не спешите вы нас хоронить» или, напротив, «Кирдык области») лично мне было интересно, более того – происходящее наводило на размышления, подталкивало к обобщениям и воспоминаниям.
В первый же день форумчане ПЛН отозвались на сказанное Глазычевым сотней комментариев - в диапазоне от «бред какой-то» до «Может, через 5 лет и москалей не будет. Китай будет, однако...».
Пара видных местных журналистов-публицистов в течение недели посчитали необходимым отреагировать на апокалипсический прогноз статьями. Тут тоже, естественно, никакого единства: «Псковичи вымирать не собираются. Не дождётесь» у главреда «Псковской правды» Машкарина; пересказ сказанного Глазычевым с переходом на обличение федеральных властей и выводами вроде такого: «У российского правительства руки в крови уже по горло» у Шлосберга (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) («Псковская губерния»).
Ну и в кулуарах тоже забурлило: «Это что, провокация? Зондирование почвы? Наезд на губернатора? Нас действительно собираются «слить»? Или господин с трубкой просто ляпнул лишнего неизвестно зачем?» У некоторых завсегдатаев политических форумов даже появились разного рода конспирологические теории.
Дело тут, конечно, не только в высказывании Глазычева, но и в нас самих – наших страхах, комплексах, провинциальном мышлении. Натура такая. Потребность стоя аплодировать любому заезжему чечеточнику. Искать смыслы и подтексты. Напрягаться, бояться, верить чему ни попадя.
Ну и вдобавок - память короткая. Ибо почти все, что вспоминалось в связи с глазычевскими «откровениями», - это предложения прежних полпредов президента на Северо-Западе и прочих экспериментаторов подумать над идеей объединения нашей области с соседними субъектами РФ со столицей, понятно, не в Пскове. Как водится, расчетами и аргументацией тогда (как и сейчас, впрочем) никто себя не утруждал (и не утруждает). Предлагается верить на слово: «Если объединить два бедных и дотационных – может получиться один процветающий регион. Не верите? А давайте попробуем»…
Вот только это и вспомнили. Между тем тот же Глазычев и ранее бывал в Пскове, и с телеэкрана в образе «мистера Монблана» (кто забыл – был на НТВ такой персонаж, похожий на Кощея Бессмертного из советских фильмов) рассуждал о положении дел в губернии. В 2006-м, рассказав в программе Глеба Павловского «Реальная политика» о своем видении ситуации «в регионе 60» (и, по мнению многих, поставив все с ног на голову), он даже сотворил в губернии скандалец. Впрочем, подобные недоразумения с г-ном Глазычевым происходили не только у нас, но и по всей стране – от Дальнего Востока до Кавказа. Комментатора не раз обвиняли в ангажированности, предполагали, что он выполняет заказ и небескорыстно, а заодно советовали ему освежить знания и подучить географию. Показательным тут стал пример, когда Глазычев, рассуждая в эфире о ситуации в Воронежской области, включил сюда и Старый Оскол. А это вообще-то Белгородская область. «И эти люди запрещают нам в носу ковыряться», короче.
Уже в 2008-м «мистер Монблан», вернувшись в образ эксперта, высказался против слияния Псковской и Новгородской областей, пояснив, что это «нецелесообразно», так как «этот шаг не активизирует экономическое развитие этих территорий». Тогда же он отметил, что эти два региона находятся в зоне экономического развития Петербурга, и заявил, что «гораздо важнее бы была единая программа развития «Северо-Запад», подобная программе «Юг», а не административное слияние». «Вообще этот административный восторг вызывает у меня глубокое сомнение, потому что укрупнение всегда для простого функционирования создает дополнительные сложности (бумагооборот, прохождение сигналов), а для развития не дает ничего», – сказал он.
В общем разобраться в том, что «доктор» Глазычев прописал и каковы его предложения (если здесь вообще уместно говорить о конструктиве), не так и просто. Его прошлогодний приезд в Псков и участие в мероприятии под эгидой ОНФ ясности не внесли. Скорее, наоборот. То выступление гостя в «Гелиопарке» запомнилось разве что «открытием», согласно которому перед всей Россий стоит «вопрос вы-жи-ва-ни-я», а само государство стоит враскоряку.
И что - мы сами не знаем о демографической проблеме? Или это только у нас так? И почему остается 5-7 лет до «конца света» в одной отдельно взятой области, а не, скажем, три года пять месяцев семнадцать дней – так, по моему, было бы детальнее и убедительнее? И главное, в чем предложения? Что делать-то, Вячеслав Леонидович? Помирать без музыки?
Ну, и, конечно, вопрос еще: «доктор» ли ставит диагноз, предрекает скорую гибель Пскову и всему краю с более чем тысячелетней историей? Если бы не эфиры в прайм-тайм в выходные на НТВ, то кто бы знал сейчас «мистера Монблана» и прислушивался к мнению основателя академии городской среды, проектировщика железнодорожных почтамтов и далее по списку из резюме? Огласите, пожалуйста, список реальных достижений г-на Глазычева. Покажите архитектурные шедевры, им сотворенные. Явите расчеты, позволяющие озвучивать прогнозы относительно будущего целых регионов и судеб миллионов людей. Без всего этого громкие высказывания воспринимаются скорее как непонятный и едва ли кому-то необходимый в данной ситуации пиар. Конечно, можно по-разному относиться к усилиям властей по улучшению инвестиционной привлекательности и решению демографической проблемы, но, думаю, никто не будет спорить, что, во-первых, делать это необходимо, а, во-вторых, с разной степенью успешности главы регионов (в том числе депрессивных и вымирающих) делать это пытаются. Но тут же в хилые тела таких субъектов РФ вбивается «осиновый кол». И откуда – из президентского «Сколково», своеобразного символа модернизации и будущего страны.
Александр Савенко