«Вся прогрессивная общественность отмечает девяностую годовщину ВЛКСМ – организации коммунистической молодежи» - возможно, что примерно так осветила бы советская пресса день рождения комсомола, если бы до 29 октября 2008 года дожил Советский Союз и сам комсомол. Когда-то большой советский праздник, последние лет пятнадцать он пребывал в забвении, но теперь не то в связи с круглой датой, не то из других каких соображений его вытащили на всеобщее обозрение.
Сам я вступления в комсомол не дождался: организация оказалась верна своим задачам и в начале 1990-х последовала за КПСС. Зато хорошо помню, как принимали туда старшеклассников, среди которых была и моя сестра. Процесс, в отличие от принятия в пионеры, проходил как некое священнодействие за плотно закрытыми дверями. Стать комсомольцем было практически нереально без характеристики некоторых должностных лиц школы и старосты класса, который выражал мнение школьного руководства, но от имени учеников. Правда, жесткие требования в конце советского периода уже не соблюдались. Теперь для вступления требовалось лишь знание Устава ВЛКСМ и не быть замеченным в очень крупных проступках.
Возможно, поэтому теперь говорят, что комсомол – это великая организация, через которую прошли 200 миллионов человек. Еще бы, попробуй не пройди, и при приеме на работу, а то и при поступлении в институт могут запросто спросить: а почему вы не были комсомольцем. И всё.
Может быть, именно потому, что многие вступали в ряды ВЛКСМ в силу необходимости, не имея интереса к этой организации, в том, что предлагалось для заучивания кандидатам в комсомольцы, не говорилось почти ничего об основателях этого молодежного союза. В советской литературе к основателям комсомола относили молодых большевиков В. Алексеева, Е. Пылаеву и некоторых других.
Но есть и версия, согласно которой идейным вдохновителем комсомола стал Лазарь Абрамович Шацкин, выходец из зажиточной семьи польских евреев. Отец его занимался торговлей и владел сетью магазинов. Борис Бажанов, секретарь Иосифа Сталина вспоминает, что Шацкин, подражал Ленину в его манере руководства партией и, скрываясь за кулисами комсомольских верхов, ряд лет им бессменно управлял: «Шацкин входил в бюро ЦК КСМ, а формально во главе комсомола были секретари ЦК, которых Шацкин подбирал из комсомольцев не очень блестящих».
Интересно, что Шацкин, как и многие деятели революции (например Феликс Дзержинский и Моисей Урицкий) были выходцами из западных окраин Российской империи. Существует также версия, что в авторитетах у Дзержинского ходили иезуиты, которые, как известно, предпочитали управлять из тени. Если это правда, то, судя по стилю руководства тов. Шацкина, он также придерживался этой схемы.
К отцам комсомола относят и рабочего Петра Ивановича Смородина, выходца из крестьянской семьи. Впоследствии тов. Смородин был одним из главных организаторов репрессий в Сталинградской области. Там же в 1939 году его и расстреляли, но в 1956 году реабилитировали. Лазарь Шацкин, бывший с начала 1930-х годов ответственным работником Госплана СССР, также расстрелян в эти годы.
Иосиф Сталин в работе «О задачах комсомола» определил смысл существования ВЛКСМ так: «Комсомол должен вместе с тем работать под руководством нашей партии. Обеспечить доверие молодёжи к нашей партии, обеспечить руководство нашей партии в комсомоле – такова задача. Комсомолец должен помнить, что обеспечение руководства партии есть самое главное и самое важное во всей работе комсомола. Комсомолец должен помнить, что без такого руководства комсомол не может выполнить свою основную задачу - воспитания рабоче-крестьянской молодёжи в духе диктатуры пролетариата и коммунизма».
Один из самых известных комсомольцев – Алексей Стаханов. Имя его овеяно легендами. По данным полковника милиции Эдуарда Хлысталова (первым опровергнул официальную версию о самоубийстве Есенина), успехи Стаханова и всеобщее внимание настолько вскружили ударнику голову, что он занялся весьма неблаговидными делами. Когда о том доложили Сталину, вождь ответил: «Передайте Стаханову, что шахты у нас есть и в Заполярье».
Из многих ныне здравствующих комсомольцев можно назвать губернатора Санкт-Петербурга Валентину Матвиенко (в конце 70-х – начале 80-х занимала пост первого секретаря Ленинградского обкома ВЛКСМ) и экс-главу «Юкоса» Михаила Ходорковского (в конце 1980-х был заместителем секретаря Фрунзенского райкома комсомола Москвы). Правда, если Валентина Матвиенко своего комсомольского прошлого не скрывает, Михаил Ходорковский предпочитает о нем не говорить. Все демократические биографы экс-владельца «Юкоса» обходят комсомольское прошлое олигарха стороной, утверждая лишь, что в конце восьмидесятых годов прошлого века он создал «Межбанковское объединение научно-технического прогресса» (сокращенно – «Менатеп»). При этом почти никто из соратников Ходорковского не разъясняет, что один из первых негосударственных акционерных банков в СССР - «Менатеп» - был создан именно при помощи комсомольских связей будущего самого богатого человека России начала ХХI века
Интересно, что Россия (РСФСР), в отличие от других союзных республик никогда не имела собственного республиканского комсомола, как впрочем и отдела партии. Видимо, не полагалось.