Ограничительные меры, принятые в связи с угрозой распространения коронавируса, к сожалению, не только помогают сдержать наступление заразы, но и наносят серьезный урон по экономике. Страдает и транспортная отрасль: авиакомпании массово приостановили почти все доходные международные рейсы, на железнодорожном транспорте сокращено количество поездов из-за снижения пассажиропотока почти до нуля, автобусное сообщение урезано по противоэпидемиологическим соображениям, грузоперевозки пострадали, возможно, в меньшей степени, но и здесь некоторым компаниям пришлось поставить свою деятельность на паузу.
Кажется, во всей этой истории выиграли только таксисты. На фоне отсутствия радикально снизившейся конкуренции со стороны общественного транспорта спрос на услуги такси заметно вырос. Впрочем, и здесь не все так однозначно.
Эксперты транспортной отрасли рассказали Псковской Ленте Новостей, как компании-автоперевозчики справляются с сегодняшними вызовами в нашем регионе, какие несут убытки и хватает ли у них смелости уверенно смотреть в завтрашний день.
Согласно данным, представленным Псковской Ленте Новостей региональным комитетом по транспорту и дорожному хозяйству, в регионе в связи со сложной эпидемиологической обстановкой приостановлено движение более чем на 400 автобусных маршрутах. Да, автобусы еще ходят по примерно двумстам пригородным маршрутам, а также по 15 маршрутам, соединяющим муниципальные образования Псковской области, и по 12 межрегиональным маршрутам. Сохранены даже рейсы до Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Но в целом маршрутная сетка под угрозой распространения коронавируса ужалась до неузнаваемости.
В связи с ограничительными мероприятиями наш главный пассажирский перевозчик - ГППО «Псковпассажиравтотранс» - также частично приостановил обслуживание междугородних маршрутов, а количество пригородных и городских рейсов сократил на 70%.
По информации большинства предприятий-перевозчиков, на функционирующих маршрутах пассажиропоток снизился в среднем на 60-80%. Поэтому многие частники, к примеру, сами сократили или даже вовсе отменили некоторые свои маршруты.
В связи с резким снижением пассажиропотока урезало движение поездов дальнего следования и «РЖД», в том числе скоростного поезда «Ласточка» по маршруту «Санкт-Петербург - Псков». Также с 15 апреля временно изменилась периодичность курсирования поезда № 663/664 «Москва - Псков». Данный поезд будет отправляться из Москвы 24, 30 апреля, 1, 8, 9, 15, 17, 22, 29 мая, 5, 11 июня, затем, начиная с 19 июня, по пятницам, из Пскова - 26, 29 апреля, 4, 5, 11, 12, 17, 24, 31 мая, 7 июня, затем, начиная с 14 июня, по воскресеньям.
Движение поездов международного сообщения пока вообще приостановлено.
Временно, с 6 по 29 апреля, полностью приостановлено и авиационное сообщение с Псковским аэропортом имени княгини Ольги. Полностью отменены авиарейсы по маршрутам «Псков - Москва», «Псков - Сочи».
Конечно, такие кардинальные изменения для транспортных компаний - это удар ниже пояса. Это подтверждают и в транспортном комитете. «В настоящее время имеет место ухудшение финансового состояния организаций, осуществляющих транспортное обслуживание на территории области по причине уменьшения пассажиропотока и выручки по основному виду деятельности вследствие ситуации с распространением коронавирусной инфекции», - рапортуют чиновники.
Причем 2,4 млн рублей (или 96%) - это убытки исключительно государственных предприятий Псковской области - «Псковпассажиравтотранса» и «Славяне».
В связи с вынужденным простоем предприятия, возникшим по независящим от работодателя и работника обстоятельствам, количество работников, не привлекающихся к трудовой деятельности, составляло до 700 человек ежедневно. Сейчас, когда время движения транспорта немного увеличили, а количество автобусов увеличили, это количество наверняка несколько снизилось, но понятно, что все равно сотни людей сидят по сути без дела.
В целях компенсации выпадающих доходов администрацией Псковской области прорабатывается вопрос предоставления государственным предприятиям финансовой поддержки из областного бюджета. Но тут бы не забыть в процессе, что ложка, как известна, дорога к обеду.
Пострадал и государственный «диспетчер» пассажирских перевозок - «Псковавтотранс». Не секрет, что эта организация существует за счет процента от продажи билетов. В комитете по транспорту сообщили, что на сегодняшний день доходы предприятия снизились на 91% при постоянной неизменной расходной части. Все это, к сожалению, неминуемо ведет к ухудшению финансового состояния предприятия.
Нужно еще отметить, что в условиях угрозы заражения коронавирусной инфекцией к функционалу сотрудников ГППО «Псковавтотранс» (кассиров, уборщиков, перронных контролеров) добавились обязанности по санитарно-эпидемиологической профилактике. Что уж говорить и о автоперевозчиках, которым приходится обрабатывать автобусы перед каждым рейсом. Это все затраты, затраты, затраты…
Напомним, что в Псковской области до 30 апреля общественный транспорт переведен на сменный режим работы. Перевозка пассажиров в городском сообщении осуществляется в период с 06:00 до 10:00 в утренние часы и с 17:00 до 20:30 в часы вечерние. Перевозки пассажиров по регулярным маршрутам в пригородном сообщении производятся не чаще двух раз в сутки (также утром и вечером).
Также минимизировано количество рейсов по межмуниципальным и межрегиональным маршрутам с обязательным информированием пассажиров об изменениях в расписании движения общественного транспорта.
Для того, чтобы уменьшить соблазн людей выходить на улицу и там более активно перемещаться, пришлось пойти даже на такую непопулярную меру, как приостановление действия льготных проездных билетов для школьников и студентов (за исключением студентов-медиков и студентов-волонтеров). Также с целью минимизации поездок в общественном транспорте (особенно пожилых граждан, находящихся в группе риска) на срок до 30 апреля 2020 года приостановлено действие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате проезда.
Что касается грузовых перевозок, то они, по словам опрошенных нами экспертов, пострадали не так сильно, как пассажирские. На внутрироссийских маршрутах грузооборот в какой-то степени снизился, но не так драматично.
Даже международные перевозчики, по его словам, функционируют в прежнем режиме. Продовольственные грузы, рефрижераторные, они как работали, так и работают. Хотя контейнерные и тентовые перевозки все-таки «просели». Но наши водители с пониманием относятся к вынужденным простоям. Это в Литве, на крупной транспортной компании Girteka, в ведении которой около 8 тысяч грузовиков, дальнобойщики не выдержали без работы и взбунтовались. В псковских компаниях, судя по всему, работают люди куда более уравновешенные.
На фото: Виктор Семенов, источник - журнал «Автоперевозчик»
«Бастовать - это глупость несусветная. Транспортная компания и ее водители - это всего лишь маленькая деталь очень сложного механизма. Водитель только лишь перевозит груз из точки А в точку Б. А есть те, кто этот товар производит, перерабатывает, складирует… Если водитель попытается остановить этот механизм, то пострадают десятки, сотни, а может быть, и тысячи людей. Пускай профсоюзы регулируют все вопросы за столом переговоров», - высказался Виктор Семенов.
Его коллега по цеху, владелец транспортной компании, руководитель Ассоциации перевозчиков Псковской области (объединяет около 40 перевозчиков) Александр Москвин обращает внимание, что перевозчики также тяжело переносят сегодняшний коронакризис, как и все остальные сферы экономики. Ни больше, ни меньше.
Александр Москвин также отметил, что в сегодняшних непростых для работы условиях перевозчики жалуются, что транспортная инспекция и прочие проверяющие органы совсем не снижают проверочного гнета. И наказывают сейчас, в период ограничительных мер, столь же рьяно. Эксперт уверен, что перевозчика нужно давать время на то, чтобы выправить ситуацию, если есть какие-то замечания, а не сразу протоколы выписывать. А вот если ты так ничего и не исправил, то тогда применять наказание. По всей строгости.
Может быть рынок такси получили максимальную выгоду от того, что просел остальной пассажирский транспорт? В этом Александр Москвин совершенно не уверен. «Сейчас этому рынку ни хорошо, ни плохо. Они как работали, так и работают. Некоторые таксисты сейчас вообще не выходят на линию - не потому что работы нет, а из-за того, что бояться заразиться», - пояснил он.
К тому же, подчеркивает эксперт, даже если бы вся эта история с такси выстрелила, государству, региональной экономике от этого ни тепло – ни холодно. «Это раньше рынок такси был легальным. В машинах стояли таксометры, кассовые аппараты, работали официально. На сегодняшний день такси – это полностью нелегальный рынок, на 95% точно. То есть только 5% водители – это предприниматели, работающие на законных основаниях. Никто с этим не боролся и бороться не будет, как я понимаю. Наверное никому это не надо», - заключил Александр Москвин.
Еще один вызов для сферы - ослабевший рубль - эксперты называют палкой о двух концах для перевозчиков. Для них международных обвалившаяся национальная валюта даже может быть выгодна, потому что они получают выручку в валюте. Но, с другой стороны, у них и расход чуть больше, если машина, к примеру, в валютном лизинге.
«Я в какой-то степени оптимист по причине того, что всё это предугадывается, и все мы стараемся руководителям донести, что здесь будет сложно, вот здесь будет камень, и его надо обойти. Тот, кто не слушает, не вникает, что можно ему посоветовать? Учиться дальше на своих ошибках», - пояснил Виктор Семенов.
При этом он заверил, что в ассоциации не только философствуют. «Мы на диване дома не сидим. Дистанционно мы участвуем в разработке нормативно-правовых актов, выходим с предложениями, очень активно работаем с министерством транспорта, Министерством торговли и промышленности. Я отдаю должное этим двум министерствам - они нас защищают, помогают, оперативно реагируют, в течение четырех часов идет моментальная реакция на наши письма, и через АСМАП, и через Российский автотранспортный союз», - рассказал Виктор Семенов.
В качестве примера такой быстрой реакции он назвал открытие сервисных компаний по обслуживанию автотранспорта, которые в первую волну ограничительных мер были закрыты. Незамедлительная реакция последовала из Минтранса, когда некоторые регионы решили полностью закрыть свои границы. Но ведь грузопотоки являются неотъемлемой частью жизнеобеспечения. «В нашей Псковской области таких замечаний не было. Надо отдать должное, здесь сразу всё правильно понимали», - подчеркнул Виктор Семенов.
«В связи с тем, что пассажиропоток снизился, понятно, что у перевозчиков проблемы есть. Я думаю, что государство их поддержит, потому что оно видит, что ряд перевозок межмуниципальных, межсубъектных остановился. К тому же эти перевозки восстановятся, как только карантин будет ослабевать», - уверен Виктор Семенов.
Он полагает, что ситуация наладится довольно быстро, потому что он уже видит смягчение ограничительных мер, восстанавливается производство, снова запускаются логистические цепочки и в целом экономика страны.
Но дождутся ли они этих мер поддержки? Не получится ли так, что они раньше обанкротятся, чем поступит помощь? На этот вопрос Виктор Семенов отвечает, что тут сработает закон естественного отбора. Если автотранспортное предприятие грамотно выстраивало свою экономическую стратегию, то даже два месяца форс-мажора оно должно спокойно пережить. «У части возникнут проблемы, но они будут их по мере поступления решать. Если автотранспорт был лизинговый, то лизинговая компания, уверен, пойдет навстречу. Банки пойдут на встречу. Какие-то экономические проблемы, безусловно, будут, но руководители их будут решать», - заверил Виктор Семенов.
Виктор Семенов соглашается, что в уязвимом положении оказались индивидуальные предприниматели, которые владеют одним автобусом или одним грузовиком. «Но если предприниматель, который имеет только одну машину, встал на один месяц и обанкротился, то, наверное, он как-то неправильно выстраивал экономическую политику своего микропредприятия, что не может один месяц пожить без заказов», - добавляет он.
Александр Москвин тоже призывает не нагнетать и также отмечает, что и не такое переживали, но в то же время предупреждает вся эта история с коронавирусом и самоизоляцией еще аукнется и перевозчикам, и всем остальным. «Денег не станет сразу больше после снятия ограничительных мер. Мы еще будем какое-то время восстанавливаться. Скажем, если через месяц закончатся ограничения, то еще полгода плюсом потребуется на восстановление», - полагает он.
Алексей Овчинников