Последняя новость о судьбе Изборской крепости наверняка взбудоражит не только профессиональную среду: архитекторов, реставраторов и искусствоведов, но и самую широкую общественность. По свежей информации, рабочая группа научно-методического совета приняла решение на всех башнях Изборской крепости: Темной, Рябиновке, Вышке, Талавской - установить так называемые «стеклянные реставрационные покрытия». Как это будет выглядеть, сейчас никто не знает. Эскизный проект авторы в очередной раз обновленного проекта должны подготовить в течение ближайших двух-трех недель.
Понятно, что предложенные архитекторами «стеклянные покрытия» - это как бы современный вариант внутренних кровель, о целесообразности применения которых совсем недавно много дебатировали и пришли к выводу, что они менее практичны, чем внешняя кровля, то есть консервационные крышки, которые председатель Госкомитета по культуре в шутку назвал «пришлепками».
При этом на башне Колокольной решено соорудить традиционное деревянное консервационное покрытие, а башню Луковку, - как известно, «отреставрированную» в свое время самым варварским способом, то есть вообще без всякого проекта, «как Бог на душу положит», - оставить в прежнем виде.
Абсолютно ясно сейчас одно: всех нас ожидает еще далеко не одна публичная дискуссия и шепот в кулуарах. «Борьба» за Изборск предстоит нешуточная. Эскизный проект «стеклянных покрытий» вполне могут забраковать, и вернуться к прежнему проекту, либо изобрести что-то новое. А ведь еще не подтянулась «тяжелая артиллерия», чиновники администрации области во главе с губернатором, которые ведь тоже наверняка свое «особое мнение» имеют, и юбилейные торжества «холят и лелеют». Никому не хочется попасть в «стеклянный просак» в дни торжеств на общероссийском уровне.
Одним словом, на башнях Изборской крепости пока рано ставить крест, а всех, кто следит за событиями вокруг подготовки к юбилею, ждут еще интриги, страсти и острые дискуссии.
И сейчас самое время обратиться к, так сказать, «истории вопроса». Как так получилось, что первоначальный проект реставрации Изборской крепости, в целом одобренный Федеральным научно-методическим советом по сохранению культурного наследия, сначала подвергся существенным «исправлениям», а сейчас вот, оказывается, вообще радикально меняется, причем «аутентичный материал» дерево решено заменить на чуждое средневековью оргстекло.
Экспертом в нашем кратком «путешествии» в существо проблемы («быть шатрам или нет?) выступила директор Изборского музея-заповедника Наталья Дубровская, которая ответила на несколько вопросов обозревателя Псковской Ленты Новостей.
- На обывательском уровне проблема формулируется просто: быть в Изборской крепости шатрам, или нет?
- Правильно. Мы говорим не о тех «подлинных» шатрах, которые когда-то были у крепости. Нас спрашивают: будут шатры? Не будут шатры? Что такое вообще шатры? Так вот, мы вообще не ставим вопрос о шатрах. Мы говорим о консервационной кровле, которую, например, видят псковичи, когда смотрят на Псковский Кремль. Никто из специалистов эти псковские шатры за «подлинные» не выдает. Хотя в случае Псковского Кремля, наших любимых стен и башен, сохранились иконографические изображения на известных нам иконах. По ним и были сделаны эскизные проекты шатров. К сожалению, Изборску не повезло. Нет такой иконы, где бы была изображена Изборская крепость. Но если даже брать шатер на Покровке, который недавно возвели, то это именно консервационный шатер. Да, он максимально приближен к «подлиннику», но мы же все равно не говорим, что это воссоздание или точная копия «того самого шатра». Я посмотрела все документы по Изборской крепости, документация была одобрена. Профессор Кирпичников прекрасно понимает, что такое башня и стена без консервационной кровли. Без кровли все разрушается, и последние успехи реставраторов в Изборской крепости за 3 года связаны с тем, что если дают миллион, реставрировать нужно обязательно с кровлей. Пожалуйста, с кровлей. И за памятником ухаживать сразу легче.
- Как я понял из дискуссии, проблема в том, что даже вы, директор Изборского музея-заповедника, до недавних пор «в глаза» не видели самого проекта реставрации-консервации?
- Последние три года я постоянно обращалась к директору института «Спецпроектреставрация» Александру Акименко и главному архитектору реставрации Изборской крепости Владимиру Никитину: «Пожалуйста, дайте мне эскизный, архитектурный проект реставрации». Ведь Никитин должен был вести работы по согласованному и принятому Министерством культуры проекту. (Такое согласование с Росохранкультурой, насколько нам известно, у архитектора Никитина имеется. – Ред.). Тот, изначальный проект, делал архитектор Александр Богодухов, который год назад ушел на пенсию. Владимир Никитин – новый архитектор, работающий на крепости всего год, а его жена – всеми нами уважаемая председатель ВООПИиК Ирина Голубева. И я, как директор, который работает в Изборском музее-заповеднике в течение трех лет, сначала сотрудничала с Александром Богодуховым, от него у меня и осталось то архитектурное решение, то, как должна выглядеть консервационная кровля. Других решений у меня не было. И вот когда мы стали готовить различные видовые презентации на научный совет, который проходил в музее, впервые вдруг Никитин нам заявил, что проект 2002-го года - «ошибка». Как только Богодухов ушел, я сразу написала два письма в институт с вопросом: «Где проект? Покажите, как будет выглядеть кровля над башнями». В результате я самолично розыскала протокол.
- Вас, как директора музея-заповедника, естественно волнует проблема музеефикации?
- Как можно принимать проект без учета музеефикации, для меня не понятно, потому что в задании Министерства культуры о реставрации крепости речь, естественно, шла о музеефикации, о содержании крепости. Потому что охрана этого памятника лежит именно на музее-заповеднике.
- А вы бы, конечно, хотели, чтобы в башнях были музейные экспозиции?
- То, чего мы кровно хотим, в чем заинтересованы, учитывая интересы туристов, так это смотровая площадка. Это – Луковка. Это – Вышка. И тайный лаз к Никольскому колодцу. Маленький подземный ход – этого бы нам безумно хотелось! Мы, как музейщики, прекрасно понимаем, что круглогодично создать в наших широтах экспозицию очень трудно и дорого. И не всегда это хорошо для вещей. Для нас не проблема наполнить башни муляжами, но это не самоцель. Самое главное сейчас – реставрация уникальной крепости.
- Лично я, дилетантски просмотрев проект Богодухова, не увидел никакого предмета для столь острой дискуссии.
- Согласна. Дискуссия абсолютно искусственная, и вот эта беда, беда, беда, то есть паника, возникла на совершенно пустом месте.
Завершая этот предварительный разговор, который наверняка еще будет иметь продолжение, необходимо все-таки заметить, что пресловутая «паника» вокруг реставрации возникла вовсе не пустом месте, а имеется в этой истории мощный фактор, который еще называют «человеческим».
Всем известно, что профессиональная среда архитекторов и реставраторов чрезвычайно, запредельно конкурентна. Всякий архитектор, как художник, убежден в свой абсолютной правоте, и столкновение различных принципов и воззрений здесь неизбежно. По слухам, которые циркулируют среди «культработников», Александр Богодухов вовсе не «сам ушел» на пенсию, а просто человек всерьез задумался о собственном здоровье. Из-за постоянной борьбы с коллегами он имел все шансы подтвердить печальную статистику мужской смертности на Псковщине, поэтому «от греха подальше», автор первоначального проекта решил удалиться на покой. Лучше жить на пенсии, чем умереть во имя. После чего, уже после назначения нового архитектора, с проектом и начались некие трансформации, соответствующие новым взглядам и вкусам другого человека. Теперь вот экспертов ожидает обсуждение стеклянных покрытий: насколько они будут функциональны, как устроены, практичней ли, чем деревянные? И т. д.
На бумаге обычно все выглядит красиво, а вот как стекло будет «работать» в реальной жизни? Те же осадки, дождь и снег, и птички небесные, голуби да чайки, вполне способны превратить стекло в бельмо.
Саша ДОНЕЦКИЙ