В четверг, 29 ноября, в Пскове пройдет 12-я сессия областного Собрания депутатов. Основной вопрос повестки – принятие во втором чтении бюджета на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов. Таким образом, подходит к завершению долгое и сложное обсуждение главного финансового документа региона. 8 заседаний согласительной комиссии, громкие заявления, несколько линий противостояния - в этот раз работу над бюджетом отличала высокая степень публичности, жаркие дискуссии, временами запредельный ажиотаж. Однако, по большому счету, споры, слова и призывы - не более, чем «пена». Значение имеет лишь конечный результат. Что остается в «сухом остатке»? Удалось ли различным силам найти компромисс? Что конкретно политики пытались изменить в бюджете после первого чтения и каким будет итог?
Как уже отмечала Псковская Лента Новостей, профсоюзы во главе с депутатом областного Собрания Ульяной Михайловой добились уступок от администрации области в рамках переговорного процесса по параметрам бюджета области на 2013 год. В понедельник, 26 ноября, администрация Псковской области и профсоюзы смогли прийти к «джентльменскому соглашению» по самому принципиальному вопросу – относительно индексации заработной платы работникам бюджетной сферы.
Напомним, проект бюджета, принятый в первом чтении предполагал индексацию базовой расчетной величины (БРВ) на 5,5% с октября 2013 года. Профсоюзы настаивали на индексации с 1 января. Поскольку переговорная позиция профсоюзов была поддержана протестной активностью (работники бюджетной сферы проводили пикеты и собирали подписи) властям пришлось пойти на уступки. На рабочем совещании, которое состоялось взамен сорванного Союзом работодателей заседания трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, удалось выработать компромиссное решение. Индексацию базовой расчетной величины проведут поэтапно: с 1 января – на 1,5%, с 1 июня – еще на 1,5% и с 1 октября – на 2,5%. Такое решение обойдется в дополнительные 98,3 млн. рублей – по словам представителей администрации, это максимум возможного в утвержденных рамках бюджета. Губернатор Андрей Турчак взял на себя законодательную инициативу внести в Псковское областное Собрание соответствующие поправки ко второму бюджетному чтению.
Борис Полозов, заместитель председателя Псковского областного Собрания (фракция «Единая Россия»), председатель комитета по бюджету, финансам и налоговой политике, представитель согласительной комиссии от областного Собрания: «Месяц обсуждения помог добиться заметных результатов. За восемь заседаний согласительной комиссии рассмотрены все заявки, часть из них учтена, большая часть из них касается изменений и дополнений в бюджет.
Конечно, часть предложений мы не рассматривали – люди, предлагавшие их, не совсем разобрались, что эти вопросы уже были рассмотрены в первом чтении. Часть поправок не были согласованы, но они будут рассмотрены завтра на сессии. В частности, 45 поправок Льва Шлосберга (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) также будут вынесены на обсуждение депутатов Собрания.
В целом согласительная комиссия отработала очень эффективно, было рассмотрено более 200 поправок от всех фракций, кроме ЛДПР.
Правда, не проявили особую активность и коммунисты, но это, видимо, было связано с общим непринятием бюджета. КПРФ представили только поправку от Геннадия Бубнова о ветеранских организациях, она была принята комиссией положительно. Кроме того, 37 предложений от «Единой России» нашли отражение в итоговом проекте постановления о принятии бюджета.
Анатолий Копосов, депутат областного Собрания (фракция КПРФ), представитель согласительной комиссии от областного Собрания:
«В этом году бюджет обсуждался особенно активно и всколыхнул много проблем региона – экономических, законодательных. Наша фракция голосовала против бюджета, потому что проблемы районов с таким бюджетом решить нельзя, и за месяц ничего не изменилось. Впрочем, консолидированное решение фракции по второму чтению мы примем перед голосованием. Почему не вносили поправки в бюджет? Да в нем и так запланирован высокий уровень госдолга, а снимать деньги с одних статей для других – рука не поднимается. Или что, приостанавливать целевые программы?
Итоги работы согласительной комиссии за этот месяц ощутимы, мы увидели, какие деньги стоят за целевыми программами, было видно, что за ними приходит значительное финансирование со стороны Федерации, и что сворачивание какой-либо программы лишит возможности получить дополнительные средства. Что касается практических решений… Бюджет – сложный механизм, нельзя судить однозначно об итогах. В целом, поправки и предложения будут прописаны только в постановлении о принятии закона о бюджете как рекомендации.
Если еще говорить о практических итогах переговоров… Ну, вы же знаете, как согласительная комиссия голосует? Надо, чтобы обе стороны – представители областного Собрания и представители администрации – поддержали то или иное предложение, только тогда оно проходит. А разве будет областная администрация не поддерживать свои расчеты? В итоге, побились хоть по зарплатам бюджетников, но 1,5% - это мизер, когда к октябрю норматив будет дополнительно увеличен на 2,5%, предыдущие индексации съест инфляция.
Лев Шлосберг, депутат областного Собрания (фракция «Яблоко»), представитель согласительной комиссии от областного Собрания:
Процесс обсуждения и принятия проекта бюджета области не привел ни к каким существенным результатам. Он с самого начала был блефом, операцией прикрытия, призванной затмить реальные проблемы бюджета. Качество главного финансового документа области осталось прежним, то есть, по моему мнению, неудовлетворительным. Бюджет Псковской области на будущий год – это бюджет амбиций и административного высокомерия, бюджет лоббистов и бюджет удушения местного самоуправления. Он непрозрачен, неадекватен для Псковской области в ее нынешней ситуации.
В начале работы согласительной комиссии мной было внесено 127 предложений (33 – по межбюджетным отношениям, региональным расчетным нормативам и коэффициентам, 23 – по региональным и ведомственным целевым программам и 71 – по отдельным потребностям бюджетополучателей (городов, районов и бюджетных организаций). Некоторые из этих потребностей затронуты в проекте постановления Собрания, на перспективу. Но ни одно из альтернативных предложений по приоритетам расходов бюджета не было обсуждено всерьез и профессионально, ни одно не было принято администрацией. При всех этих обстоятельствах и полном бойкоте со стороны финансового управления области в части предоставления информации и технического содействия нам удалось реконструировать все расчетные таблицы по межбюджетным отношениям, рассчитать сотни цифр, разработать юридически точный пакет из 45 альтернативных поправок к бюджету, основанных на пакете ранее представленных предложений, внести его и довести до голосования на комиссии, комитете и сессии. Это – прецедент для Псковского областного Собрания. Я буду доказывать обоснованность каждой внесенной инициативы, но группа политического большинства областного Собрания практически полностью контролируется губернатором.
Завтра депутаты от «Единой России» будут подвергать мои поправки обструкции, глумиться над предложениями. Собственно, они это уже начали делать. Сам факт появления альтернативы для них неприемлем, потому что он ликвидирует монополию.
Сергей Макарченко, депутат Псковского областного Собрания (фракция ЛДПР), представитель согласительной комиссии от областного Собрания: Наша фракция выступала с предложениями по изменениям в бюджет, но не подавала в комиссию поправки в письменном виде, потому что с подобными инициативами выступали и наши коллеги. В целом, на мой взгляд, месяц переговоров между первым и вторым чтениями имел крайне низкий КПД, ключевые поправки на согласительной комиссии приняты не были, предложения депутатов практически не нашли отражения в окончательном варианте. Спустя месяц я вообще не вижу смысла в создании комиссии после принятия бюджета в первом чтении, когда все контрольные цифры уже не могут быть изменены.
К сожалению, одно из основных действующих лиц бюджетного процесса в ноябре – глава Пскова Иван Цецерский так и не нашел сегодня возможности дать комментарий Псковской Ленте Новостей: видимо, все еще идет тяжелая подготовка к завтрашней борьбе. В целом, ситуация с бюджетом Пскова ясна и без комментария главы города: вряд ли завтра областные власти пойдут навстречу руководителям города, которые все последние недели говорили о необходимости выделения дополнительно средств: в конечном итоге - «не менее 50% суммы, которая потребуется на исполнение решения судов».
«Мы денег на исполнение решений судов не даем, - заявил Цецерскому вице-губернатор Максим Жаворонков. – Если мы увидим, что город не справляется с тем финансовым грузом, который ложится на него, то будем рассматривать этот вопрос».
Каким именно будет решение по «псковскому» и другим бюджетным вопросам, станет известно в ходе сессии.