Местные жители в поселке Торошино, что недалеко от Пскова, рассказали о беспокоящей их новости: здание старого вокзала на одноименной станции, расположенной в центре населенного пункта, собираются сносить.
Видимо, обветшавшее здание вокзала, по мнению руководства дороги, не укладывается во внешний облик нынешних маленьких железнодорожных станций. Кстати, в прежние времена, именно маленькие станции были особым украшением и колоритом железных дорог в России. Большинство из них имели оригинальные станционные здания, отчего поездка на поезде превращалась в настоящее путешествие с меняющимися картинками и объектами, и каждая станция имела свое уникальное лицо. В эпоху гаджетов это, конечно, мало кому интересно. Но это все же не повод рушить все старое…
Скромная железнодорожная станции, где оба маленьких вокзала: старое и относительно новое, построенное на излете советских времен, закрыты. Одно заколочено досками, из-под которых только темные провалы окон. А дверь другого, и не вокзала вовсе, а скромно, почти стыдясь, названного станционным помещением, запечатаны кодовым замком, где обычному человеку, пассажиру, места нет. Со стены старого вокзала уже перенесли памятную доску, рассказывающую о подвигах партизанских отрядов 7-й Ленинградской бригады, которые в этих местах, рядом со станцией, громили немцев. Доску повесили на стену новой станции. И то, что на этой стене типового строения она смотрится, как на корове седло – никого, видимо, не тревожит.
А старый вокзал стоит заброшенным уже лет пятнадцать - классное здание с большими окнами-арками, которые не портят даже заколоченные досками и листами железа проемы. Четыре арочных окна и такая же по форме, только огромная арка центрального входа – его тоже заколотили – обезобразили. Заколочен и второй главный выход на деревенскую улицу – он очередное украшение «простенького, но со вкусом» архитектурного проекта. Светло-коричневые стены снизу изъедены темной плесенью, которая «поедает» толстый слой еще старой советской штукатурки с легкостью сильной кислоты, обнажая кирпичный скелет здания. А верхняя часть стен уже частично обезображена человеческими наскальными росписями. По фасадам шесть фонарей - от них тоже остались только железные потемневшие остовы. Глядя на все строение, поражаешься - насколько другим было отношение государства, нет, даже не к людям, а к общему пространству страны, если даже на маленьких железнодорожных станциях строили такие красивые здания вокзалов, удобные для людей.
Как удивительно богата Россия, что повсюду по огромным пространствам раскиданы пустующие здания, некогда выстраиваемые людьми. При хорошей эксплуатации, ремонте и современной модернизации они и сейчас были бы при деле. Украшали бы нынешнюю жизнь в селах и маленьких городах, где, как известно за последние десятилетия вовсе не строили никаких общественных зданий, тем более по проектам настоящих архитекторов, в соответствии со стилем, временем и общественной необходимостью.
Сколько, к примеру, в России, в одной Псковской области, таких заброшенных железнодорожных вокзальных помещений, как на станции Торошино. Стоят бедолаги заколоченными. А рядом люди – под зонтиками, полиэтиленовыми пакетами и просто, подставляя головы дождю, потому что на этих железнодорожных станциях больше некуда спрятаться от ненастья в ожидании поезда. А ведь в старых вокзалах были и довольно большие залы ожидания, где стояли рядами деревянные кресла и скамьи. Еще раньше здесь ставили и баки с кипяченой водой – попей, человек хороший… Вот и остается удивляться отношению к людям тогда – и сейчас.
Даже если железнодорожному ведомству теперь не нужны здания старых вокзалов – почему не отдать их под нужды сельских поселений и городов, где всегда дефицит общественных зданий? При элементарной технике безопасности, здания, даже стоящие недалеко от железнодорожных путей, можно было бы использовать и в качестве медпунктов, аптек, станций почтовой связи. Или разместить в них современные узлы Интернет-связи, Интернет-клубы, которые не были бы лишними в сельской местности… Да и просто – классно это, когда человека на станции встречает не заколоченное здание с ржавыми остовами фонарей, а наполненный светом красивый вокзал. Это и для поднятия общенационального духа полезно: едут люди на поездах по большой стране, смотрят в окна вагонов на полные света и жизни станции - и настроение у них улучшается, государственное самосознание крепнет.
И, ладно, руководителям железнодорожного ведомства нет никакого дела до старых вокзалов, они никогда их не видели и вряд ли когда-нибудь заинтересуются. Тем более, не будут беспокоиться о нуждах конкретного поселка. Все понятно с этим… Но почему железнодорожному руководству не летят звонки и служебные письма с просьбой передать здание старого вокзала в Торошино от местного руководства? Ведь есть глава волости. Есть глава Псковского района. Или даже по таким мелочам опять нужно включать «ручное управление» и ждать решения Владимира Путина?
Игорь Докучаев