Вот уже неделя, как начало действовать новое, урезанное расписание пригородных поездов в Псковской области. Попали «под нож» и самые востребованные дачниками Лужское и Дновское направления. Движение изменилось с 13 июля. Так оповещали объявления, развешанные на станциях и вокзалах. Существовавшие до этого пары поездов и график движения оказались сильно сокращенными.
В январе нынешнего года жители областей, постоянно пользовавшиеся пригородным железнодорожным сообщением, были всерьез встревожены, если не сказать больше – шокированы неожиданной отменой поездов во многих областях страны… Но после большого шума, поднятого журналистами и общественностью, железнодорожное ведомство было вынуждено отреагировать уже на слова самого президента и восстановить маршруты и движение поездов в «полном объеме» и «немедленно», как потребовал Владимир Путин. Тогда движение поездов мгновенно восстановили, как будто ничего и не происходило…
Но на этот раз урезание проходит тихо: «без шума и пыли», - как выражался известный киноперсонаж. Пропустили? Съели? Смирились? Надоело бороться? Возможно, руководство железнодорожников поняло свою январскую ошибку, решившись ликвидировать пригородное сообщение в регионах в зимний период, когда все граждане на местах обдумывают житье-бытье после опустошительных новогодних каникул, и что их ждет в ближайший год. И поэтому остро воспринимающие любые действия, любых ведомств. Оказывается, достаточно было начать ликвидацию пригородного сообщения не разом, а поэтапно, по чуть-чуть, и в сытый летний сезон, когда граждане расслаблены отпусками и теплом. В результате – не заметили или просто не хотят реагировать. Похоже, столичные железнодорожники добились своего: первый этап по урезанию социальной нагрузки своего бизнеса прошел успешно и незаметно для граждан – поезда будут ходить, но реже и не каждый день. Не остановил железнодорожное начальство и разгар дачного сезона, и что все пригородные поезда идут заполненные пассажирами. Не смутило и то, что они фактически нарушили «просьбу» президента: «восстановить в полном объеме и немедленно».
Видимо, не за горами и следующий этап, когда пригородного железнодорожного сообщения станет еще меньше. «Да, мы тоже чувствуем, что-то должно произойти, - говорят простые псковские железнодорожники, работающие дежурными по станциям и проводниками. – Мы сами не понимаем, что происходит. Нам просто приходят телеграммы от центрального руководства, которые мы обязаны выполнять». Беспокойство рядовых железнодорожников понять можно – многие в результате сокращения пригородного движения потеряют работу. Но они, после некоторых мучений и неудобств, все равно что-то придумают, если живут в городах. А вот как будут обходиться с урезанными рейсами пригородных поездов простые люди, которые ежедневно ездят на работу и обратно, для которых поезд – это залог того, что они не отрезаны от цивилизации? Похоже, никому до этого дела нет. Да, и правда, лето ведь, отпуска, что вы с такими мелочами лезете…
Все-таки интересно, что же за эксперименты над регионами России ставят отдельные группы ответственных лиц? Неужели, правда, заговор какой? Если уже и слова президента игнорируют, и все разумные и логически обоснованные доводы о социальной ответственности отвергают. И даже морально-нравственные примеры на них не имеют воздействия. Не реагируют и на исторические свидетельства: ведь даже фашисты во время оккупации советской территории не отменяли и не урезали пригородное железнодорожное сообщение. «Не мытьем, так катанием», но все равно пытаются сэкономить на том, что необходимо тысячам людей.
При этом перед глазами масса других примеров… Вот на снимке небольшая станция, небольшого городка в Бельгии.
Станция в нынешнем году отмечает 150 лет своего возникновения, но старый вокзал давно живет новой жизнью – оснащен по последнему слову – есть все, что нужно для людей и даже больше: перроны, подземный переход к платформам, цифровые табло, билетные кассы, чистенькие туалеты, кафе, прокат велосипедов, автопаркинг и прочее. И самое главное – станция всегда полна людей, спешащих на поезда. И никому в Бельгии даже в голову не приходит сокращать электрички и пригородные поезда, чтобы сэкономить. Более того, даже расширяют возможности жителей малых городков и деревень полноценно жить: по выходным курсируют поезда, которые соединяют простые населенные пункты с туристическими центрами и курортными городами. Это значит, чтобы люди на законных выходных могли недорого съездить в тот или иной город страны проветриться перед следующей трудовой неделей… И опять же, никому в одной из самых автомобилизированных стран Европы не приходит в голову сказать: «зачем нам поезда и электрички, ведь у многих машины есть». Здесь все просто: на авто, или на велосипеде, или на общественном автобусе люди подъезжают к вокзалу, садятся в поезд и едут туда, куда им надо, в том числе, ежедневно на работу в крупные города. Таких примеров в Бельгии и других странах Старого света хоть отбавляй. Здесь пригородные поезда – это залог равномерного развития территорий. Гарантия, данная государством людям, живущим маленьких городах и деревнях, что их не забудут, не бросят на произвол судьбы, не отменят рейсы, не сократят их до минимума и поэтому люди могут спокойно строить дома и выстраивать свою жизнь.
А у нас вместо этого, люди будут ждать очередного урезания и сокращения. Методика которых теперь понятна – главное выбрать правильное время.
Игорь Докучаев, фото автора