Везет мне на таксистов… Сядешь в машину и за короткую, в общем-то, поездку – в Пскове по определению все поездки такие, успеваешь вместе с человеком за рулем часть его жизни прожить. И что характерно, это не единичные случаи, мол, попался тот, кому хочется поговорить, нет – их много. Это говорит не только о том, какие люди водят псковские такси: культурные, спокойные, коммуникабельные, но и о другом тоже…
Как-то сел в машину – спокойный, выдержанный и мудрый от прожитых лет человек за рулем. Разговорились. Имел до недавнего времени автобусную фирму, устроенную на пару с другом. Еще в суровые 90-е скинулись «по сто баксов», как делали многие тогда шокированные происходящим в стране граждане в надежде что-то предпринять, выкупили у какого-то предприятия глубоко б/у автобус советской марки, отремонтировали и начали людей возить по заказам и по маршрутам. Дело пошло. Купили и поношенный «Икарус» - тогда это считалось удачей – автобусная иномарка, хоть и произведенная в стране социалистического лагеря. На «Икарусах» все 90-е и начало нового тысячелетия страна и «выехала», они и спасали общественный транспорт, пока не появились белые «Мерседесы». Работа шла, хорошо зарабатывали даже на таком псковском факторе, как рыбаки-подледники. Ранним утром их автобус совершал рейс по городу, на остановках забирал группы мужиков плотно одетых, экипированных ящиками, бурами и дальше к местам лова на озерах. Вечером обратный рейс, а то и не один. Партнеры задумывались о большем, о развитии фирмы. Ездили уже не только по области, но и в Москву, и туристов возили по экскурсиям. Внезапно друг умер. Попробовал мой собеседник работать один – сложно, искал нового партнера – еще сложнее. С обманом столкнулся. И в результате все надежды рухнули. Теперь вот в такси.
Другой таксист мощно о стране говорил, о том, что жить с перспективами в головах честным людям тут нельзя, невозможно, потому что сплошное воровство кругом, куда ни кинь. Сколько лет говорят об этом - и ничего… И тем, кто ворует миллионами – тоже ничего. Молодежь и та уже впитала в себя, что только так, воруя по-крупному, ты сможешь в России чувствовать себя человеком. И эту мысль из их голов уже ничем не выбьешь. Большинство так и будут жить – это их принцип. Воровать и врать – и жизнь получится: ты будешь любим, уважаем, богат, авторитетен. Тебя будут приглашать выступать перед подрастающим поколением, тебя будут слушать, хлопать в поддержку. И родители мечтают об одном для своих детей – встроить их в такие структуры, чтобы они как «сыр в масле катались» - наплевать теперь на призвание, на рабочие династии, на интересы и тягу к творчеству и прекрасному. Главное встроиться…
Таксисты в Пскове очень мудрые люди. Это своеобразный банк человеческой памяти – они все знают, они слушают радио в своих машинах, в курсе последних новостей. И они все помнят. У многих из них проблем тьма, но они и выслушают тебя, и сами расскажут о себе, о жизни.
Ехал на днях с таксистом-женщиной. Разговорчивая, улыбчивая. С июня прошлого непростого года – безработная. До этого работала в руководстве строительной фирмы. Строили, конструкции разные возводили, окна, двери делали – не привозили из Петербурга, а именно изготовляли. Но заказов не стало вообще, платить сотрудникам нечем. Рассказывает, что в таком бизнесе можно работать, если минимум на полгода вперед есть заказы, тогда и сотрудников можно содержать и обеспечивать «фронтом работ». Но фронта этого для малых и средних строительных фирм не стало. Конкурировать со строительными мегакомпаниями сложно. Да и сложившаяся система в строительной отрасли в России странная, например: фирма псковская, но в Пскове заказов не стало, они вынуждены искать их в Великом Новгороде, в Твери, но там такая же ситуация – и тверичане, и новгородцы ищут заказы в Пскове. И никакой поддержки - ни моральной, ни материальной – от государственных и общественных структур, лично они, как малый бизнес, не получили, как ни бились в разные двери. Всех своих сотрудников распустили на вольные хлеба. Сама теперь тоже: и таксист, и подъезды в соседнем доме моет. И очень радуется, что по знакомству ей несколько подъездов выделили – все какие-то заработки. Она говорит, что нисколько не комплексует, что из руководителя пришла мыть подъезды и работать «по такси» - детей кормить надо, жить как-то тоже. Эта молодая женщина, может, и не комплексует. Но в этом состоянии должны бы находиться власти, государственная система, которая позволяет опытным, набравшимся практических знаний, навыков, сил, вдруг оказываться с тряпкой и ведром воды в старых подъездах, или за рулем спасительного такси.
А вчера седовласый таксист, молчаливый, на первый взгляд, говорит: «Таксистом сейчас стало сложнее работать в Пскове: такси много - чтобы заработать, надо упираться «до седьмого пота». Но пассажирам хорошо – позвонил, через пять минут, а то и раньше машина у подъезда. Я уже тридцать семь лет в профессии – раньше было по-другому. И пусть пассажирам будет хорошо, потому что упираться, чтобы заработать, сейчас везде надо. Плохо другое, рост такси в Пскове не от хорошей жизни – работы совсем нет, которая способна дать возможность жить и кормить семью. Некуда мужикам идти работать, кроме как сюда. Поэтому здесь все и собираемся: и умные, и интеллигенты, и рабочие, и бывшие военные или менты, и даже доценты есть». Как сказал другой таксист, молодой и открытый человек: «Пскову еще повезло, что у него 76-я дивизия есть. Там столько мужиков работу нашли, а иначе бы и вовсе конец…». Об этой ситуации давно известно, она на слуху: говорят и люди, знают и власти. Но вот это и смущает: знают, но ситуация не меняется уж сколько времени. А теперь, оказывается не только мужчинам у нас работать негде, но и дамам. И тоже идут в таксисты. Получается, что в Пскове такси – это еще и «Скорая человеческая помощь». И хорошо, что она есть. Только вот хотелось бы, чтобы однажды сел в такси, а твой собеседник за рулем говорит: «Столько перспектив в Пскове, что из такси хочется уйти и заняться любимым делом».
Игорь Докучаев