Блоги / Юрий Моисеенко

«Нет у революции конца…»

09.11.2017 15:53|ПсковКомментариев: 7

Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую версию очередного выпуска передачи «Диванная политика». Напомним, программа Юрия Моисеенко выходит в эфире радио «Эхо Москвы в Пскове». 

Одной из главных тем наших традиционных радио-посиделок сегодня станет славная дата в истории всего советского народа. Речь идет о 100-летнем юбилее Великой Октябрьской социалистической революции. Или… переворота? Это с какой стороны и как посмотреть. Например, многие сегодня убеждены: если бы тогда, в 1917-м году, большевики не смогли удержать власть, то эта попытка вошла бы в историю страны под названием «путч». Не говоря уже о том, что Ленина и ближайших сподвижников, вне всякого сомнения, ожидала бы участь декабристов, повешенных во дворе Петропавловской крепости. На самом деле произошло обратное: большевики победили и находились у власти более 70 лет, что позволяет современным сторонникам коммунистической идеи требовать от общества более уважительного отношения к октябрьским событиям.

Постараемся и мы непредвзято взглянуть на суть событий. При всех ужасах Гражданской войны, коллективизации, репрессий ни в чем неповинного мирного населения, общество «развитого социализма» оставило нам в наследство 8-часовой рабочий день, бесплатное образование, здравоохранение, другие социальные преференции. Однако последние два десятилетия все это общественное достояние, как классическая шагреневая кожа, продолжает сокращаться. Почему так происходит? - вопрос по-прежнему остается актуальным для наших диванных экспертов. Мы к нему чуть позже обязательно вернемся, а пока оставим в стороне мелочи, типа, кем был Ленин: гением или фанатиком? На чьи деньги совершалась революция? На немецкие или на английские? Кто оказался главным выгодополучателем? - теперь это история, которая не имеет сослагательного наклонения. Поэтому в дни столетнего юбилея речь, скорей всего, должна идти не столько о самих фактах, сколько об историческом значении случившегося и о том, как, например, Октябрьская революция повлияла на жизнь России - в целом и ее граждан - в отдельности.

Не знаю для кого как, но лично для меня 50-летие Великого Октября, например, стало поводом для… поэтического вдохновения. Когда нам, соплякам, учившимся в 18-й средней школе (тогда она носила имя Героя Советского Союза Александра Германа), «русичка» дала задание написать сочинение на эту историческую тему, то ваш покорный слуга разразился настоящей поэмой. Начиналось произведение довольно пафосно: «Минуло полвека с той самой минуты, когда залп «Авроры» весь мир облетел…». Кажется, это была единственная более-менее приличная строка из всего последующего опуса. К моему великому облегчению «произведение» вскоре кануло в лету, но свою «пятерку» я тогда заработал. Кроме этого литературного подвига, пятидесятилетие оставило в памяти и залп бакового орудия крейсера революции, которое показали по «ящику». Плюс - обещание, данное тогдашними вождями, что «нынешнее поколение юных пионеров» будет жить при коммунизме. Где теперь эти сладкоголосые соловьи режима? - вздыхают наши современники, дожившие до столетнего юбилея, пересчитывая свой скромный пенсион.

Если говорить на сухом языке статистики, то заработная плата дореволюционного рабочего, чиновника, учителя или врача не идет ни в какое сравнение с тем, что сейчас получают их потомки. Тогда ради чего, спрашивается, русский крестьянин или мастеровой брал в руки дубину народной войны и этой самой дубиной лупил по головам эксплуататоров? Узнай тот же самый работяга, получавший до октября 1917 года на заводе в пересчете на наши деньги до 50 тысяч рублей, что сто лет спустя его ждет сумма в разы меньшая (и то не каждый месяц), то он вряд ли бы откликнулся на революционные призывы Ленина. Полагаю, что тут была некая особая заковыка идеологического свойства, а именно - наивная вера в то, что при новом строе, новых правителях наступит - как и мечтали господа литераторы - рай справедливости. Увы, не наступил. Не дождались его ни в 37-м, ни после ХХ-го съезда партии, не говоря уже о новейшей истории, когда население великой страны развели, как лохов, на пустую бумажку под названием «ваучер». А теперь вспомните, как все красиво начиналось в 1991 году, когда жители столицы вышли на улицы для того, чтобы сбросить ставшие уже ненавистным владычество одной партии, единомыслие, которое завело страну в экономический тупик. И главное - с верой, что воля народа может горы свернуть. На самом деле свернули. Еще немного, и образование станет бесплатным для государства окончательно, не говоря уже про общественное здравоохранение, которое не сегодня-завтра мирно отдаст душу языческому богу богатства Мамоне.

Спустя 100 лет после начала великого социального эксперимента на вершине общественной пирамиды оказались лишь 10% от всего населения страны, но именно они сегодня владеют почти всеми ее национальными богатствами. И вот уж кто-то, но именно это сословие сделало правильные выводы из уроков Октября. Первый и главный: революцию совершает армия. Не работяга от станка, как нас учили в правильных советских фильмах, а именно армия. Поэтому, чтобы человек с ружьем применял его только по назначению – против внешних врагов, армия должны быть сыта, обута, одета и иметь хорошее денежное довольствие. Только тогда семена раздора, брошенные в армейскую среду, не дадут зловредные для общества и власть предержащих всходы. И второе: жители столицы ни в чем не должны нуждаться. Их нужно развлекать, ублажать, кормить, веселить, разрешая им то, что в глубинке всегда будет пресечено и выжжено каленым железом. А вы думаете, почему москвич по сравнению с нашим братом скобарем или новгородцем живет и сытнее и богаче? Все потому что, если он будет перебиваться на жалкие восемь тысяч - средняя зарплата жителя псковской глубинки, он непременно выйдет на Красную площадь и потребует вернуть свое. Так что лучше это самое «свое» ему сразу и отдать, что потом поможет сохранить в своих руках и власть, и капиталы, и привилегированное положение нынешних верхов по отношению к остальному населению. Тем не менее, наивно считать, что Россия исчерпала свой лимит общественных потрясений, а главной прививкой тому стала именно революция. Увы, но человек не собака, поэтому социальная дрессура может быть довольно успешной, но по наследству она не передается. Поэтому главный урок Великого Октября в том и состоит, что правящие классы по-прежнему помнят, что в истории страны был 1917 год со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ну а если забудут, то им обязательно об этом когда-нибудь, да напомнят. Уж не обессудьте, господа хорошие…

В этой связи возникает вопрос: ну а сограждане, победившие власть помещиков и капиталистов, сами-то сделали какие-то выводы? Увы, но о царстве «лучезарной зари справедливости» по-прежнему приходится только мечтать. Вам нужно примеров? – их есть у меня. Кто-нибудь из ныне живущих может привести случай, когда незаслуженно обиженный работяга, селянин, горожанин сумел восстановить через суд справедливость, отсудил у капиталиста, чиновника неправедно отнятое добро? Не слышу… Тот-то и оно. Возьмем хотя бы наш город. Каждый, наверняка, слышал про историю, когда несколько десятков человек, поверивших рекламным посулам, имели неосторожность приобрести квартиры в компании, которая никаким образом не имела права их продавать. В итоге люди остались без вожделенных квадратных метров и без денег. Несостоявшиеся новоселы начали писать жалобы в прокуратуру, обращались они и на прямую линию с президентом, искали помощи у депутатов Госдумы. В конечном итоге правоохранительные органы возбудили более двадцати уголовных дел. В определенный момент в ситуацию была вынуждена вмешаться областная администрация в лице теперь уже бывшего заместителя губернатора г-на Жаворонкова. В итоге этим летом было подписано трехстороннее соглашение, которое при добросовестном исполнении могло бы привести к цивилизованному разрешению проблемы. И главное - люди вернули бы обратно все, что заработано непосильным трудом. При этом список тех, кто оказался в наиболее тяжелом положении, был подготовлен согласно социальному положению пострадавших и согласован (прошу обратить на это особое внимание) со следственной частью УМВД и руководством строительной компании. К слову, одной из первых в этом списке стояла семья, где оба ее члена находятся на учете в онкодиспансере. Однако выплаты начались с тех, кто был в конце списка, и для кого покупка квартиры стала лишь способом удачно вложить свои накопления. В шахматах подобная ситуация называется патовой. Не мудрено, что в канун праздников состоялась встреча рассерженных граждан с исполняющим обязанности губернатора Псковской области господином Ведерниковым, о чем нашему высокому дивану стало известно из хорошо информированных источников. Жаль, что о случившемся не сообщила публике пресс-служба администрации, хотя с другой стороны все понятно: прежде чем определиться с позицией по этому вопросу, следует все-таки выслушать обе стороны конфликта. Однако сами обиженные покупатели квартир уже предупредили, что оставляют за собой право продолжать добиваться справедливости, вплоть до Генеральной прокуратуры. Чем закончится эта история? Не думаю, что справедливость победит в отдельно взятом городе, но будем посмотреть…

Если же мы упомянули имя нового главы региона, то невозможно пройти мимо судьбоносного решения, которым на прошлой неделе Михаил Юрьевич осчастливил всю местную прогрессивную общественность. Побывав в деревне Мелётово, где расположен уникальный памятник фресковой живописи середины XV века, первый чиновник области нашел после этого возможность и встретился с министром культуры Владимиром Мединским. Он рассказал ему об угрожающем состоянии уникальной церкви Пресвятой Богородицы, при этом выразив опасения, что в случае дальнейшего бездействия, храм не переживет зиму и может банально развалиться. Со своей стороны Владимир Ростиславович пообещал помочь с деньгами. Если судить по тревожным сообщениям СМИ на эти цели нужна-то совсем смешная по нашим временам сумма – чуть больше трех миллионов на противоаварийные работы. Плюс еще 5 млн на подготовку технической документации. Но мы сегодня не об этом – глубокое впечатление на нашу диванную общественность произвел репортаж, который прошел в эфире ГТРК «Псков» 1 ноября. Помимо горьких слов сострадания, к которым, без всякого сомнения, готов присоединиться каждый гражданин доброй воли, он также смог почерпнуть немало интересного о работе настоящего реставратора. Не знаю у кого как, но у многих наших соотечественников сложилось мнение, что это люди тонкой душевной организации, которые свои лучшие годы проводят в не отапливаемых помещениях, сдувая пылинки с бесценного наследия прошлого. Оказалось, что это не так… Чтобы быть настоящим реставратором нужна хорошая физическая форма, как это и было показано в сюжете, где широкоплечий дядька берет чурбан и «рукам-ногам» загоняет его под стенку, которая слишком накренилась. «Метод» безусловно революционный, эффективный, но жаль, что дорогостоящий – три миллиона хоть и не сравнить с бюджетом фильма «Стена», ну, дык, и они на дороге не валяются… Если же говорить серьезно, то вся эта «суета вокруг дивана» с мелётовским храмом, признаться, не делает чести его хранителям. Не сегодня начала разваливаться церковь, и даже не вчера, спрашивается: где, в каком состоянии пребывало управление культуры, дирекция областного музея-заповедника, которые несут прямую ответственность за сегодняшнее состояние объекта. К сожалению, никто из руководящих товарищей этих подразделений не решился публично комментировать случившееся, скромно спрятавшись за спины своих непосредственных подчиненных. Не думаю, что исполняющий обязанности губернатора такой наивный и впредь намерен разгребать завалы за своими подчиненными, поэтому, скорей всего, тема спасения культурного наследия еще всплывет – дайте только срок. Во всей этой ситуации так и напрашивается литературная реминисценция, которая отсылает нас к известному произведению Федора Достоевского. Позвольте процитировать напоследок:

- Так... кто же... убил?.. - спросил Раскольников… задыхающимся голосом.

- Как кто убил? - переговорил Порфирий Петрович, точно не веря ушам своим, - да вы убили, Родион Романыч!

- Это не я… - прошептал было Раскольников, точно испуганные маленькие дети, когда их захватывают на месте преступления.

- Нет, это вы-с, Родион Романыч, вы-с, и некому больше-с, - строго и убежденно прошептал Порфирий Петрович.

Короче, читайте классику, господа культуртрегеры, и вам откроется истина. На сегодня – все. С вами был ваш диванный политик, журналист Юрий Моисеенко. Неизменного вам социального оптимизма, уважаемые радиослушатели.

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Поможет ли увеличение штрафов решить проблему парковки на зеленых зонах?
В опросе приняло участие 92 человека
Лента новостей