«Эхо Москвы в Пскове» (102.6 FM) представляет очередной выпуск программы «Минутка просветления». Журналист Светлана Прокопьева (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) проливает свет на то, что осталось в тени, но заслуживает внимания. Псковская Лента Новостей публикует текстовую версию выпуска передачи.
То, что произошло вчера в Стругах Красных, не укладывается в голове, и прежде всего, я приношу глубочайшие соболезнования семьям, которые потеряли сына и дочь.
Это трагедия, которая начиналась как обычная подростковая драма. Мальчик и девочка поссорились с родителями и сбежали из дома. Таких историй тысячи, но только если они не заканчиваются так, как вчера.
Как получился такой жуткий финал - мне совершенно непонятно.
Потому что это только на первый взгляд звучит логично: закрылись в доме с оружием, обстреляли полицейских, потом покончили с собой… Вполне себе сюжет криминального боевика. Но если взглянуть изнутри, картина резко меняется.
Да, у нас есть возможность взглянуть изнутри. Подростки вели онлайн-трансляцию в сети «Перископ» несколько часов подряд, теперь все эти ролики выложены на YouTube. Они не просто снимали себя - как они бродят по дому с оружием, стреляют в окно, пьют «вискарик» - они все это время общались с друзьями. Друзья задавали им вопросы, комментировали происходящее, и ребята им отвечали. Это было вполне себе спокойное, живое, нормальное общение. Не было там ничего, что намекало бы на скорую смерть обоих.
Все, что они делали, было похоже на игру. Да, у них было в руках настоящее оружие, настоящие патроны («То чувство, когда в 15 лет ты знаешь, как заряжать вообще все», - говорит девочка). Они по-настоящему палили в полицейскую машину и признались, что стреляли в собак. Да, могли пострадать люди, да, они представляли собой совершенно реальную опасность. Дети с оружием - это всегда опасно. Но не потому, что они сами опасны, а потому что просто не осознают всю серьезность угрозы - и для себя, и других.
Меня не оставляет мысль, что ребята не готовились к такому финалу. В одном из роликов девочка прямым текстом говорит, что умирать не собирается. Почему же они погибли?
Может, потому что их не остановили?
Мне кажется, ребята сами в какой-то момент почувствовали, что уже не прикольно. Игра закончилась, а что делать дальше - фиг знает. Снаружи - оцепление из спецназа и злющие родители, с которыми вообще непонятно, как теперь общаться. «Родаки вас не простят», - писали им в сеть «добрые» наблюдатели.
Получается, что у них не было никакой зацепки - как выйти из этой истории, сохранив лицо? Как продолжить жить, учиться, взрослеть после всего вот этого? Как отвечать за расстрелянный забор и полицейский автомобиль, за разбитые окна и сожженный телевизор, за свое курение и алкоголь, в конце концов?
Получается, что никто не сказал им: «Ничего страшного! Просто выходите, и все будет в порядке!». Никто не сказал им, что спецназ не собирается атаковать двух подростков. Никто не напомнил, что родители их ждут и любят, что все эти стрелялки не имеют значения рядом с ценностью их юной жизни.
Я никого не обвиняю и понимаю, что полиция действовала строго по инструкции. Но я хочу спросить: а у нас вообще есть службы, которые знают, как справляться с такой ситуацией? Кто-нибудь вел с ними переговоры?
Они же были на прямой связи со всем миром - и напрямую, через окно, и в интернете. Можно и нужно было попытаться уговорить их, убедить, и наверняка пытались – но неудачно. В чем причина этой неудачи? Почему никто не помог им выжить?
Я прошу псковскую полицию очень серьезно отнестись к этому моему вопросу.
Светлана Прокопьева