Новости партнеров
АвтоМир / Автоблоги

Велосипеды с большой дороги

08.07.2022 14:25|ПсковКомментариев: 2

Пару дней назад на лентах всех информагентств появилось сообщение о розыске очевидцев наезда на женщину с ребенком. Мальчик получил серьезные травмы и был доставлен в больницу.

 

Наезд на человека - событие всегда печальное. С незавидным постоянством подобные новости то и дело проскакивают: здесь сбили, там сбили, вот тут тоже сбили. Но в данной ситуации все же отличия есть. Первое - ребенка сбили на тротуаре. Второе - ребенка сбил велосипедист. Такое в нашем городе происходит не так часто, хотя в целом конфликтов «велосипедист - пешеход» достаточно.

Пользователи соцсетей отреагировали на данный инцидент неоднозначно. Вместо стандартных призывов «найти и наказать виновного» было достаточно много условно-риторических комментариев о том, что не по велодорожке ли шла женщина с ребенком. Вдруг они сами были виноваты в произошедшем. Другие посетители не забывали соглашаться с подобными речами дружеским лайком. И вот здесь мы подходим к самому, наверное, главному вопросу. Действительно, кто виноват?

На самом деле, кто виноват, а кто нет - выяснит следствие. Но определенные выводы можно сделать прямо сейчас, рассматривая даже не конкретно эту ситуацию, а вело- и пешеходную инфраструктуру Пскова в целом.

Для начала нужно разобраться - где велосипедисту вообще можно ездить? Если заглянем в правила дорожного движения, то увидим, что велосипедисту необходимо ехать с правого края проезжей части, но допускаются варианты и с тротуаром и с обочиной. Но так как за исполнением правил никто не следит, каждый волен выбрать сам - где и как ему ехать.

До недавнего времени у местных велосипедистов было два пути - по тротуару, либо по проезжей части. Разумеется, на тротуаре они мешали пешеходам, а на дороге - водителям. Отцы города долгое время не обращали внимания на «двухколесных», считая их чуть ли не городскими сумасшедшими без возможности купить автомобиль или проездной билет на автобус. Дошло до того, что несколько лет назад некоторые псковские чиновники отправляли представителей «Убитых дорог» вместе со своими велодорожками в Ригу. Хочется кататься по велодорожкам? Езжайте в Ригу. Совет, надо сказать, интересный, но в современных реалиях уже нежизнеспособен.

Псков хоть и не Рига, но велодорожки здесь все же начали появляться и продолжают появляться до сих пор. Эволюция оных в Пскове проходила и проходит болезненно, с ошибками, граблями и прочими атрибутами.

Но понять можно. Сразу сделать хорошо не всегда получается. В свое время велодорожки просто понатыкали на улицах, попавших под масштабную реконструкцию. Например, на улице Калинина. Велодорожку на этом участке можно охарактеризовать выражением «из ниоткуда в никуда». Осознание простой истины, что велосипед - это не просто развлечение, а полноценное средство городского транспорта для поездок из точки А в точку Б, тогда еще не пришло. Ко всему прочему, велодорожка получилась плохой сама по себе.

Понять, плохая или хорошая велодорожка перед вами, можно даже визуально. Если интуитивно можно догадаться - где должны ходить люди, а где ездить велосипеды и самокаты, то велодорожка хорошая. Если ее протяженность не сто метров, и она связывает между собой, скажем, районы или социально значимые объекты - тоже хорошая. Есть и более интересные примеры. На улице Ленина присутствует знак велодорожки, но отсутствует сама велодорожка. Ну, либо велосипедисты имеют право ехать по тротуару. Тогда как быть пешеходам? К слову, непонятно, как быть пешеходам на улице Свердлова возле стены Окольного города перед спуском к Финскому парку. Там также присутствует знак велодорожки. И велодорожка действительно есть. Зато отсутствует тротуар. Видимо, людям нужно ходить по траве.

Постепенно чиновники начали приходить к мысли, что необходимо общаться с велосообществом и узнавать их мнение на этот счет. За последние годы подобную попытку предпринимал экс-глава города Иван Цецерский в 2018 году. Тогда собиралась целая рабочая группа. На ней ребята предлагали вполне здравые вещи вроде системы велопарковок и разметки для пересечения велосипедистами проезжей части. Председатель комитета по реализации программ приграничного сотрудничества и туризму администрации Пскова Кристина Кобызь рассказала, что рассматривается вопрос организации велодорожек в рамках Окольного города.

Примерно в то же время «Убитые дороги Пскова» кинули в своей группе клич и начали собирать предложения по организации схемы велосипедных дорожек. Они должны были соединить между собой все районы города. Позже ребята обсудили ее с организаторами велосипедных сообществ.

Спустя некоторое время схема была готова, но ее реализация на городских улицах была отложена на неопределенный срок. Неизвестно, сколько бы эта схема пролежала в столе активистов, если бы не новый глава администрации Пскова Борис Елкин, которому концепция пришлась по душе и при котором на центральных улицах города в прошлом году начали появляться велодорожки.

Велодорожки наконец-то стали осмысленными. Но появилась другая проблема. Велодорожки были нарисованы на тротуаре. Их никак не обособили. В итоге у пешеходов отняли часть их законной территории, которую и отдали велосипедистам. При этом им по факту дали зеленый свет на передвижение по тротуарам. И те с радостью перекочевали с края проезжей части на тротуары. С одной стороны - начинание было благим и верным, с другой - появились конфликтные точки. Пешеходы не всегда обращают внимание на разметку и идут по велодорожкам. Иногда это от безысходности. Например, когда большой поток людей и деваться просто некуда. Не пострадали от нововведений только автомобилисты, которые у нас в городе вообще вроде священных коров. Видимо, городским чиновникам еще предстоит узнать о существовании транспортной пирамиды. А затем и пройти все пять стадий принятия.

Фото с сайта https://peshcom.org/

В конце прошлого года Борис Елкин рассказал, что в городе планируется создать более 100 километров велодорожек. Эти планы можно и нужно поддержать, а заодно выразить надежду на то, что...

  • Сеть велодорожек действительно свяжет все районы города, а велосипед станет полноценным и полноправным средством передвижения.
  • Появятся все необходимые атрибуты в виде тех же самых велопарковок.
  • Велодорожки по возможности будут обособлены от тротуаров и от проезжей части. Чтобы не создавать конфликтных точек.

Последний пункт самый важный. Потому что он напрямую влияет на безопасность людей и на их комфорт. Если раньше люди боялись автомобилей, то теперь появились фобии в виде велосипедов и электросамокатов, катающихся по тротуару, пусть и, возможно, на нарисованной краской велодорожке. И сколько не ограничивай скорость последним, лучше и правильнее просто развести потоки. Но делать это не в ущерб пешеходной инфраструктуре, а забирать либо неиспользуемую часть проезжей части, где ширина позволяет это сделать, либо закладывать велодорожки в проект. Как это, например, будет реализовано при реконструкции улицы Кузбасской дивизии.

На этой неделе появилась еще одна новость, требующая внимания. А именно - губернатор Михаил Ведерников ознакомился с концепцией создания сети велодорожек по маршруту Псков - Изборск - Печоры.

Безусловно, то очень масштабный проект. Идея хоть и не нова, но амбициозна и интересна сама по себе. В 2014 году тогда еще врио губернатора Псковской области Андрей Турчак предлагал создать маршрут «Псков - Изборск» на всероссийском совещании ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 годы)». Но, видимо, что-то пошло не так. Про идею благополучно забыли. Нынешний губернатор Михаил Ведерников может довести дело до конца и продвинуть вперед не только внутренний туризм, но и дать мощный толчок велопутешествиям в регионе. Причем, сразу по самому популярному у псковичей и гостей города маршруту. Но здесь тоже, в первую очередь, точно так же нужно будет задуматься о безопасности. Все еще жива в памяти история о сбитой в Моглино группе велосипедистов. Здесь белой краской на свеженьком слое специального дорожного покрытия дело точно ограничиться не должно.

Поэтому при любом предложении, и тем более при последующей реализации предложения, нужно, прежде всего, думать о безопасности. И понимать, как нужно делать, как сделать все правильно. Ошибки могут обернуться здоровьем или жизнью людей.

Александр Елисеев

Фото Вадима Боченкова

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Нужно ли переименовать советские улицы, как делают в соседних регионах?
В опросе приняло участие 50 человек
Лента новостей