Блоги / Юрий Стрекаловский

«Культурная контрреволюция» Стрекаловского: О Пушкинском театральном фестивале

20.02.2019 17:00|ПсковКомментариев: 16

«Эхо Москвы в Пскове» (102.6 FM) представляет авторскую программу Юрия Стрекаловского «Культурная контрреволюция». Псковская Лента Новостей публикует текстовую версию выпуска передачи.

Сегодня хочу поговорить о минувшем Пушкинском театральном фестивале. Прежде чем я поделюсь своими впечатлениями о том, как это происходило и что удалось увидеть, что осталось в памяти, я позволю себе напомнить о том, как этот фестиваль был задуман. Вот он уже 26 раз прошел, 26-й год он проходит с 1994 года.

Даже по самому названию понятно, что он пушкинский и театральный. Когда-то, теперь уже во времена далекие, теперь уже глубоко пожилой театровед, актер и режиссер Владимир Рецептер в 1994 году создал этот фестиваль как точку сборки пушкинской драматургии. Ибо по глубокой мысли Владимира Эммануиловича пушкинская драматургия, парадоксально, до сих пор находится в стадии становления Пушкина, в сравнении с другими великими русскими драматургами его ставят мало, по сравнению, например, с Чеховым, Островским, Горьким. То, как его ставят — это традиция, находящаяся в стадии становления, потому что такой внятной, понятной, устойчивой традиции понимания того, что есть драматургия Пушкина еще пока нет.

Кроме того, по мысли Владимира Рецептера, слишком далеко разошлись друг от друга интерпретаторы текста Пушкина, с точки зрения литературоведения и с точки зрения практического театра. Пушкинисты, те, кто работает с текстом, филологи, критиковали и относились к театральным поискам как к «отсебятине», театральным людям по мнению Рецептера не хватало академической выучки и дисциплины. В рамках фестиваля появилась лаборатория, где две ветви театрального постижения Пушкина встречались. На протяжении четверти века Пушкинский фестиваль с разной степенью успеха и удачности становился точкой сборки, повторюсь, таким местом, где соединялось и показывалось все новое интересное, или наоборот, в хорошем смысле, старое, консервативное и устойчивое, что происходило на театральной сцене не только в России, но и вообще во всем театральном мире и за границей тоже, где нам демонстрировалось, какой нынешний театральный Пушкин.

Эта традиция удачно была воспринята после того, как Рецептер по ряду причин оставил пост руководителя и собирателя Пушкинского театрального фестиваля, и продолжалось до недавнего времени. А что произошло на недавнем фестивале? В общем, никакой страшной катастрофы не произошло, но я позволю себе простой анализ, приведу некоторые цифры.

Фестиваль длился 10 дней, было показано 14 спектаклей, так вот спектаклей по Пушкину из этих 14 было 4.

«Выстрел» Казанского ТЮЗа, «Пушкин из повестей Белкина» - музейно-театральный проект государственного музея Александра Сергеевича Пушкина из Москвы, «Пушкин. Борис Годунов. Спектакль который никогда не будет показан» театра из Санкт-Петербурга, Великолукский драматический театр со «Смотрителем».

Мы можем констатировать, что пушкинская драматургия оказалась не просто в меньшинстве, а не пропорционально в меньшинстве. Меньше одной трети спектаклей было поставлено по текстам Пушкина.

Что бросилось в глаза, так это некая несбалансированность фестиваля по дням. В первые пять дней фестиваля, а мне как раз удалось на фестивале находиться первые пять дней из десяти, было показано 9 спектаклей, из них 7 я смог посмотреть, а во вторые пять дней было показано 4.

Из них, один - это наш псковский «Ревизор», который везти не пришлось, правда приехал режиссер Петр Шерешевский, второй - «Смотритель» Великолукского драматического театра, как говорят в театральном мире, фестиваль состоит из подбора, это как когда нужно создать костюм, а денег нет, то по сусекам поскребем, по амбарам пометем. Некая несбалансированность программы, когда в первые пять дней было показано много спектаклей и довольно много лекций прочитано, остальную часть фестиваля растягивали. Почему это случилось? Я попробую порассуждать об этом чуть позже. Сейчас я пройдусь по тем фестивальным спектаклям, которые удалось увидеть. Прежде всего, я бы сказал, что прекрасная выставка работала на протяжении всего фестиваля, открытие выставки - это открытие фестиваля.

Это выставка работ Эмиля Капелюша и Марины Солопченко «Свободные элементы». В галерее «Цех» это все происходило, сейчас эта выставка разбирается, и я глубоко сочувствую тем, кто не успел ее посмотреть. Эмиль Капелюш — всемирно известный театральный художник, один из лучших художников современного русского и мирового театра, Марина Солопченко — известная русская актриса, супруга Эмиля Капелюша. Это небольшая, сжатая, но глубокая выставка — это огромная удача, то, что их удалось сюда пригласить и то как выставка была экспонирована. Подготовкой к экспонированию занимался сам мастер. Несомненный успех организаторов фестиваля в том, что нам удалось это увидеть. Браво!

Фестиваль открылся спектаклем «Выстрел» по повести Пушкина, который поставил театр юного зрителя из Казани. Наверное, это очень понравилось любителям классического театра. Мне показалось, что спектакль был совершенно бесформенный, литературоцентричный, фактически это было произнесение текста в костюмах, хотя некоторые находки удачные были.

Даже само это произнесение текста в костюмах было обыграно с некоторой иронией. Актеры натягивали эти костюмы под слова Лотмана о том, чтобы постигать культуру, необходимо овладеть ее языком. Как будто натягивание костюма необходимо для постижения пушкинских текстов. Мне было скучно на этом спектакле, он «сделанный» такой. Я думаю, он нашел своего зрителя. Рукоплескали им, конечно.

Потом нам неожиданно показали в рамках фестиваля очень интересную работу псковского театра драмы «Гробница малыша Тутанхамона» по пьесе современной американской «авторки» Оливии Дюфо. Это была премьера пьесы за пределами западного полушария, в псковском театре впервые эта пьеса была поставлена.

Я думаю, что мы еще будем ее обсуждать, несомненно, удачная работа нашего театра, единственное, не понятно почему ее показали в рамках Пушкинского фестиваля. Следующее, что удалось увидеть - «Женитьба» Гоголя, которую поставил театр из Бухареста. Петр Шерешевский поставил этот спектакль, режиссер - известный нам по «Ревизору» псковского театра и по «Маленьким трагедиям», которые приезжали к нам в рамках фестиваля в разные годы. Спектакль смешной, всех мужчин играют женщины, а женщину Агафью Тихонову играет мужчина.

Это незамысловатый прием, когда женщина одевается мужчиной — это уже смешно. Прекрасные актрисы играют в спектакле, во время спектакля невольно задумываешься о вопросах гендера, пола, одиночества. Хорошая музыка, как всегда у Шерешевского. Огромный успех, что этот театр приехал за свой счет.

Следующий спектакль - «Свидетельские показания» по Дмитрию Данилову, это современный русский писатель. Театр «На крыше» из Красноярска поставил спектакль, постановщик- режиссер Семен Александровский, которого представили как восходящую звезду. Надо сказать, что это было громадное разочарование, шел туда с предвкушением, но я вообще не понял, что хорошего в спектакле, мне не хватало театральности, очень все статично, всего 4 актера, которые по очереди встают из углов сцены и произносят монологи о покончившем с собой человеке, отвечают на безмолвные вопросы следователя. Две фигуры такие за пределами повествования — следователь и тот, кто ушел из жизни. Но какое отношение это имеет к Пушкинскому фестивалю? Это большой вопрос.

Еще один спектакль, который с трудом вписывается в тему фестиваля - «Видимая сторона жизни». Это проект Бориса Павловича и Яны Савицкой. Борис из Кирова, Яна из Санкт-Петербурга, Борис — режиссер, Яна — актриса, единственная, которая играет в спектакле. Спектакль по текстам Елены Шварц, выдающейся русской андеграундной поэтессы второй половины 20 века. Спектакль знаменитый, поставлен в 2011 году. Я мечтал его посмотреть. Очень интересно приняла его псковская публика, там такое провокационное начало. Это работа высокого класса. Единственный вопрос - зачем его показали в рамках пушкинского фестиваля. Вопрос - лейтмотив.

Еще один последний спектакль, который я посмотрел - «Пушкин. Борис Годунов. Спектакль, который никогда не будет поставлен», Нашего театра в Санкт-Петербурге. Постановщик- Лев Стукалов, ученик Товстоногова, замечательный петербургский режиссер. Спектакль стал украшением фестиваля, хоть он почти без декораций, практически без костюмов, без сценографии. Все это подразумевается, собственно он и называется «Спектакль, который никогда не будет поставлен». Различными средствами, скупыми, театр Льва Стукалова сейчас большими средствами не располагает, разворачивалась грандиозная картина, воображаемого, глубокого, трагичного, иногда безумно смешного спектакля по Борису Годунову. Что важно, текст Пушкина был воспроизведен от первого до последнего знака. Отличный спектакль, браво, Лев Яковлевич, браво, организаторы фестиваля.

Отчего же задумался я, что мутирует наш фестиваль, отходит все дальше от Пушкина, в чем дело? Может дело в квалификации отборщиков? Но думаю, что это не так.

Насколько мне известно, фестиваль готовился в условиях чудовищных, художественному руководству — Андрею Пронину, Дмитрию Месхиеву и их команде приходилось собирать фестиваль в условиях чудовищного дефицита средств и времени. Дело в том, что состоится фестиваль или нет стало известно за несколько недель до его начала. Фестиваль оказался под угрозой срыва. Я полагаю, если не произойдет каких-то выводов, то эта ситуация повторится.

Тут дело не в отборщиках и не в руководстве фестиваля, а в поразительно наплевательском, равнодушном и непрофессиональном отношении руководства комитета по культуре, которое оно демонстрирует последние годы, то ссорясь с журналистами, то игнорируя запросы прессы и общественности, то совершенно равнодушно отменяя несколько фестивалей, с которыми мы распрощались в 2018 году - «Довлатов-фест», «Crescendo».

Пушкинский фестиваль оказался под угрозой, но его удалось спасти ценой невероятных усилий. Едва ли это сможет продолжаться каждый год. Ломать — не строить. Нынешнее руководство культурного комитета ничего за срок своего пребывания не принесло интересного, ни один фестиваль не был учрежден, ни одно значимое культурное событие не произошло, а вот разрушается регулярно многое. Это достойно сожаления.

На такой саркастической и печальной ноте мне приходится заканчивать свой обзор, боюсь, что этим дело не ограничится. Нас ожидают скандалы и неприятности с нынешним культурным руководством.

С вами был Юрий Стрекаловский с программой «Культурная контрреволюция», услышимся через неделю.

опрос
Владимир Путин предложил ряд мер по борьбе с бедностью в России. Ваше отношение к сказанному президентом в ежегодном послании?
В опросе приняло участие 318 человек
Лента новостей
30
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта.
Для того, чтобы этого избежать добавьте наш сайт в белый список. Как это сделать.