Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую версию радиопрограммы «В рубель», которая выходит на волнах радио «ПЛН FM» (102.6 FM) каждую пятницу. Ведущий программы, экономический обозреватель Алексей Овчинников знакомит радиослушателей с важными экономическими и потребительскими событиями.
Сегодня мы обсудим, чего в Петербургском экономическом форуме больше – светской тусовки толстосумов или серьезных и даже судьбоносных заявлений, посмотрим, как развивается сюжет в санкционном сериале, поговорим о перспективах реоткрытия «Макдоналдса» и последствиях ухода IKEA, и не обойдем стороной тему запрета платежей в криптовалюте.
Позавчера в Санкт-Петербурге открылся международный экономический форум - ПМЭФ-2022. Сразу же в интернет-пространстве разразился поток возмущения: «да кому нужна эта ярмарка тщеславия», «светский раут оторванных от реальности богачей, меряющихся размерами стендов», «тусовка для бомонда и эскортниц, прикрываемая важной повесткой» и прочая, и прочая…
Кстати, тема экономического форума в этом году: «Новый мир - новые возможности». Ужасная банальность, но важно не это, а то, что сама организация мероприятия уже несколько лет подряд выстраивается по одним и тем же лекалам, за что «Росконгресс» уже получил свой ушат заслуженной критики. Какой-то очень старый «новый мир» получился.
Неудивительно, что серьезные дяди в Telegram-каналах принялись на серьезных щах рассуждать о грехопадении российских бизнес-элит, скорой их смене и о реках Moet на закрытых вечеринках Forbes в то время, когда на Донбассе наша армия проливает кровь.
Что ж, такая оценка тоже имеет право на жизнь. Я сам давно отношусь к питерскому форуму с изрядной долей скепсиса, поскольку из деловой площадки он все увереннее превращается в площадку для светских междусобойчиков. И мне тоже не очень понятно, что можно отмечать на вечеринках: шестой пакет санкций, может быть, или отключение Сбера от SWIFT? Да и по итогам первого дня, действительно, обсуждать было больше нечего, кроме запредельных ценников в ресторанах форума, различных «пати» и «препати», эпичного появления гостей из Афганистана и костюма Филиппа Киркорова.
Зато второй день уже порадовал громкими, если не сказать судьбоносными заявлениями. Пафосные речи про трансформацию российской экономики, про то, что «контур нового экономического устройства будет определять РФ» или про исчезающее доминирование доллара я пока оставлю за рамками. Не люблю, когда говорят «гоп», не перепрыгнув. Но кое-что интересное из сводок с полей я все-таки почерпнул.
Например, глава Центробанка Эльвира Набиуллина твердо и четко заявила, что нужно снять большинство существующих валютных ограничений, и пообещала, что запрещать доллар и евро в России никто не будет, а валютные вклады не конфискуют. Однако, по ее словам, отменить ограничения на продажу наличной валюты нельзя, пока действуют санкции.
Также она обозначила, что ЦБ не исходит из того, что нужно ослаблять рубль. Регулятор уверен - курс должен оставаться плавающим. Поэтому интервенций не ждем, ведь отечественная валюта в текущем курсе Банк России вполне устраивает, поскольку сбивает инфляцию. Правда, очень настойчиво против крепкого рубля высказался Минфин, так как это сказывается на наполнении бюджета, и Минэк, переживающий за доходы экспортеров.
Кроме того, председатель Центробанка рассказала, какие изменения необходимы финансовому сектору. Во-первых, нужно создать систему расчетов, которая будет выстроена на двусторонней основе и на партнерских отношениях. Во-вторых, банки не должны кредитовать слишком рискованные проекты. Для этого ЦБ будет настраивать регулирование банковского сектора. В-третьих, необходимо изменять соотношение долгового и долевого финансирования, потому что в стране недостаток рынка капитала, а инвесторы после глобальной просадки рынка разочарованы в нем.
Но для меня лично самым ярким и запоминающимся высказыванием Набиуллиной стала следующая фраза: «Внешние условия для экономики России ухудшились надолго, если не навсегда».
Главный человек в Минфине Антон Силуанов в свою очередь обозначил, что государство должно взять на себя риски бизнеса по реализации товаров и обеспечить спрос. Кстати, одним из любопытных предложений в продолжение этой темы стала принудительная пересадка чиновников на отечественные автомобили Lada. Очень хочу на это посмотреть.
Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров сообщил, что Минпромторг совместно с Минтрансом сформировали комплексную программу развития авиационной отрасли до 2030 года. Очень болезненная тема, тут любая помощь от государства на вес золота, если не родия.
Не обошлось и без темы вакцинации. Глава Минздрава Михаил Мурашко заявил, что вакцинация от коронавируса станет обязательной (сейчас выдыхайте) в российском национальном календаре профилактических прививок. В настоящее время этот вопрос прорабатывается с депутатским корпусом.
Что там еще? Глава Газпрома Миллер ернически похвалил Запад за повышение цены на газ. Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев намекнул, что ЕГЭ никто отменять не собирается. А глава ВТБ Андрей Костин предложил ограничить работу иностранных банков в России в ответ на санкции.
Из громких заявлений это, пожалуй, самое важное, но не стоит забывать о том, что сегодня нас ждет выступление президента и про то, что все самое интересное происходит на ПМЭФ за закрытыми дверями. Дай Бог, если мы про это тайное узнаем когда-нибудь потом, из пресс-релизов.
Традиционно участие в Петербургском международном экономическом форуме принимает и делегация из Псковской области. Надеюсь, вернуться с хорошими новостями и с чем-то большим, чем «представили инвестиционные возможности региона и провели несколько важных переговоров с потенциальными инвесторами». Новый мир – новые возможности, друзья! Хочется большего!
Ну и конечно же, не хотелось бы, чтобы самым ярким впечатлением по итогам петербургского форума стал силиконовый робот Дуняша от Германа Грефа с грудью четвертого размера. Пока разговоры все только о нем и перьях Киркорова.
Пока мы тут «Моётом» на форумах балуемся, на Западе не дремлют и придумывают следующие пакеты санкций. Эксперты уверены, что теперь они будут «менее зрелищными», но все равно несут в себе риски как конкретным российским компаниям, так и целым секторам экономики.
Forbes уточняет, что ЕС в седьмом пакете будет прорабатывать вопрос о запрете на экспорт российского газа и отключении еще части банков России от SWIFT. Еще один важный нюанс – закрытие путей обхода уже введенных ограничений, что особенно напрягает наших контрагентов в Китае, Индии и прочих дружественных странах.
С другой стороны, переживать пока рано. Санкции шестого пакета, если вы помните, согласовывали очень долго. Наши аналитики уже стали поговаривать, что коллективный Запад просто уже истощился в своем санкционном инструментарии. Плюс внутри Евросоюза обозначился весьма заметный раскол в вопросах санкционной политики. Поэтому ожидать скорого единодушного принятия седьмого пакета не стоит. Однако и расслабляться я бы не рекомендовал. Времена сейчас такие, что тонуса лучше не терять, и в каком-то смысле даже работать на упреждение.
Мы же все понимаем, что никакие санкции не способны изменить политический курс Москвы. Почему-то это очевидно для всех, кроме инициаторов очередных угнетающих нашу экономику мер. Угнетающих, кстати, с весьма переменным успехом.
Хотя вот что любопытно. Bloomberg, не «Российская газета» или «Царьград», недавно опубликовал материал, в котором говорится о том, что США оказались «застигнуты врасплох» побочными эффектами антироссийских санкций.
В материале говорится, что ряд представителей администрации Джо Байдена обеспокоены тем, что все меры, направленные против России, лишь усугубляют инфляцию, вызывают дефицит продовольствия и проблемы с логистикой – в США.
При этом американские власти не препятствуют торговле с Россией в сферах сельского хозяйства, медицины или телекоммуникаций, однако многие компании ушли сами, опасаясь давления.
Теперь некоторые сотрудники администрации президента США считают свою санкционную политику ошибкой и хотят уменьшить давление. А еще там признают, что уход американских компаний хоть и «наносит России определенный психологический вред», но в долгосрочной перспективе бизнес США просто уступает рынок брендам из других стран или российским фирмам.
С такими вводными и такой биполярной риторикой интрига вокруг седьмого пакета санкций становится даже интересной. Почти как сериал на Netflix. Жаль только, что его иммерсивность зашкаливает. На такое со стороны бы смотреть, а не изнутри.
Просто не могу не упомянуть про еще одно важное и очень обсуждаемое событие – реоткрытие «Макдоналдса» под названием «Вкусно и точка». Я, на самом деле, крайне удивлен, насколько эта тема забила информационную повестку, как увлеченно люди обсуждают смену бренда, новое лого и новое меню этой сети ресторанов быстрого питания. Как будто, это такой кирпичик в нижнем ряду дженги нашей жизни, что если его вынуть, то все тут же посыпалось. Ребята, у нас гораздо более важные кирпичики повынимали, пока вы тосковали по «Макфлури» и «Биг Тести».
Но ладно, окей. Все-таки это одна из крупнейших сетей быстрого питания в нашей стране, солидный налогоплательщик, включающий семь сотен предприятий и работодатель для десятков тысяч россиян. Не буду умалять вес всего этого для нашей экономики. Поэтому действительно важно, что вся управленческая команда, все точки, оборудование и поставщики - сохранены. Потери рабочих мест не будет, дай Бог, и налоги останутся прежними.
А тут есть сомнения, кстати. Не так-то все просто на самом деле. Я сейчас не буду вас загружать темой о том, как на психологию людей влияет культура брендов. Об этом написано очень много умных книжек. Лишь подскажу, что надо выпить море, «Ксанф», чтобы бренд «Вкусно и точка» получил почти статус религии, как это удалось сделать «Адидасу», «Кока-Коле», «Мерседесу» или «Макдоналдсу». Это не происходит по щелчку пальца.
К тому же все флагманские блюда «Мака» ушли. «Бигмаки», «Макфлурри», «Биг Тейсти». Снова даю подсказку, люди шли не за картошкой и котлетой в булке, они шли за брендами. Бургеры можно где угодно поесть, хоть в забегаловке у вокзала. Но есть категория едоков, которые шли за ними именно в «Мак». Думаете, потому что вкуснее? Не-а. Потому что так работает, вот не побоюсь этого слова, «религия» бренда.
«Макдоналдс» был крупнейшей и известнейшей сетью быстрого питания во всем мире. А «Вкусно и точка» априори напоминает вьетнамский «Абибас» с рынка. Если я окажусь неправ, и у них совсем не просядет публика и оборотка, лично съем «Макфлури», который я терпеть не могу. Хотя погодите, где ж я его съем, не продают же. Ну тогда и не буду сам себя на слабо брать.
Радует только один момент из сделки: покупка предусматривала опцион на обратный выкуп в течение 10-15 лет. Это значит, что головная компания все-таки может вернуться, когда в мире все «устаканится». Ну вот тогда и съем этот омерзительный «Макфлури».
Заявлено, что каждую неделю планируется открывать до 80 ресторанов бывшей сети «Макдоналдс». Наверное, докатится волна и до Пскова. Не уверен, что захочу проверять, как оно все вышло в этом смысле у нас. Если что, потом расскажете.
К слову, на этой неделе стало известно, что IKEA тоже уходит из России. По крайней мере, прошла новость о закрытии всех заводов в регионах и магазинов. Тоже обсуждалось крайне широко и эмоционально. Тут я уже не буду включать свой потребительский шовинизм, хотя тоже мебель не на мой вкус. Правда, игрушки со смешными названиями там прикольные. Но я понимаю, что IKEA - буквально мебельный культ для нашего так и не сложившегося среднего класса.
Однако с точки зрения влияния на экономику IKEA, конечно, значит меньше того же «Макдоналдса». Решение шведской сети уж точно не отразится фатально на российском мебельном рынке. К тому же есть версия, что шведы используют ту же лазейку, что и «Макдоналдс» для того, чтобы остаться на российском рынке. А торговые центры «Мега», принадлежащие IKEA, пока продолжают работу. Правда, против этой версии говорит тот факт, что все сотрудники уже уведомлены об увольнении.
Но вот в чем настоящая беда, в России IKEA на 99% работала на российских материалах и поставках. Едва ли контрагенты обрадовались новости ухода столь крупного заказчика. Пока мы свою «ИКЕЮ» нарисуем, кто-то может и обанкротиться. Вот такой вот сопутствующий ущерб.
На десерт – новость про криптовалюту, которую теперь официально на законодательном уровне запретили в России. По крайней мере, как средство платежа - соответствующий закон на этой неделе приняли российские парламентарии.
На самом деле, Госдума лишь закрепила то, что у нас и так давно известно. Единственное законное платежное средство на территории нашей страны - рубль. Шутки про бутылку оставим за кулисами.
Не знаю, расстроились ли майнеры, которые и так в России существуют на полулегальном положении, но вот на что обратили внимание аналитики: а каково теперь положение разрабатываемого «цифрового рубля»? Как ни крути, это криптовалюта, пускай и управляемая государством. Видимо, очень скоро в закон придется вносить поправки.
Есть и вопрос по международным платежам. Насколько я помню, активно обсуждалось, что крипта может стать обходным платежным средством в условиях санкционного гнета.
Вообще, конечно, любая попытка что-то запретить, а не попытаться понять и отрегулировать вызывает, скорее, отторжение. Майнеров просто окончательно выгнали из правого поля, но едва ли они после этого перестанут фармить крипту, уж извините за этот сленг.
И, кстати, на уже упомянутом ПМЭФ министр энергетики Николай Шульгинов предложил ввести налог для майнеров, приравняв их к предпринимателям. И это не просто кулуарное высказывание, обсуждение такого формата регулирования уже вовсю ведется. У майнеров и так в последнее время жизнь не сладкая, то видеокарты в цене взлетают, то курс всех криптовалют скопом падает с треском, а их производство становится все сложнее и сложнее… А тут еще государство с кнутом и без пряника.
А помните компания со шведскими корнями «Глобал Текнолоджиз», ООО «ГТ» по нашему, собиралась в Моглино построить дата-центр и майнинг-ферму? Да-да, очень смешно. Построила она себе в итоге ликвидацию юрлица и на этом ее резидентство в наших краях закончилось. Но ведь подобные проекты в России реализовывались, людьми с более прямыми руками и настойчивостью. Каков теперь их статус? Их тоже будут выдавливать из правого поля?
В продолжении темы не могу не сказать, что на днях и Билл Гейтс в очередной раз раскритиковал криптовалюты. Миллиардер заявил, что привык полагаться на активы, которые производят реальный продукт, а крипта и NFT, по его словам, «на 100%» основаны на теории «большего дурака». То есть купленный по завышенной цене актив будет впоследствии перепродаваться «еще большему дураку».
Я бы на месте президента Сальвадора обиделся. Хотя, с другой стороны, а чего обижаться, Найиб Букеле, а именно так зовут главу государства, инвестировал свыше 105 млн долларов из госбюджета страны в биткойн по средней цене около 50 тыс. долларов. Надо ли напоминать, что сейчас биток обвалился до 21 тыс. долларов. Так себе вложение денег налогоплательщиков.
Может, и прав Билл Гейтс, по крайней мере, в отношении г-на Букеле. Но, с другой стороны, падение стоимости криптовалют не говорит о том, что технология блокчейн плоха, просто рынок этот еще молодой, он развивается, да, в том числе, методом проб и ошибок. Когда он очистится от безумных спекулянтов, тогда там может начаться интересная новая жизнь. А новая жизнь – это новые возможности, если верить креативщикам из Росконгресса.
На этом все. Будьте в курсе событий, не теряйте оптимизма и своих сбережений. До встречи в эфире ПЛН FM.
Алексей Овчинников