Блоги / Игорь Докучаев

Принцип «тазика»: не видать нам в Пскове кораблей

23.12.2014 12:02|ПсковКомментариев: 15

После недавнего материала «На пути к Ганзе» среди людей, так или иначе имеющих отношение к судоходству, возникла интересная дискуссия. О ее сути я не мог не написать. Разбудили мнения специалистов следующие слова из упомянутого текста: «К сожалению, вряд ли в Псков смогут прийти парусники и современные корабли, которые на протяжении всей истории Ганзейского союза играли одну из главных ролей и продолжают «делать» большую часть международной торговли сегодня. Было бы здорово, если у новенькой псковской набережной спустили свои трапы бриги, корветы, шхуны - привет из далекого прошлого, приглашая всех желающих подняться на борт».

Но смысл в том, что приблизиться к Пскову большинство парусных кораблей не смогут - и не только потому, что под псковскими мостами красавцы никак не пройдут. Ни парусные корабли «из прошлого», ни современные суда - никто из них не сможет прийти не только в Великую, но и в Псковско-Чудское озеро. Сегодня не поможет ничего, чтобы у нас в акватории появилось и, тем более, стало развиваться большое судоходство. Увы, но Псков не имеет своего судоходного окна в Европу, как это было раньше - оно «заколочено». 

«Псково-Чудской водоем закрыт Нарвской ГЭС и судоходных шлюзов там нет, поэтому по-быстрому пригнать пассажирские и большие парусные кораблики в Псков не получится ну никак - ни сегодня, ни завтра, ни в 2019 году на Дни Ганзы. Наш «Александр Невский» в свое время привезли в Псков четырьмя частями на железнодорожных платформах и собирали уже здесь в псковском порту», - рассказывает Сергей Новиков, капитан теплохода «Александр Невский».

Если открыть подробную карту, то действительно можно увидеть перекрытую серым прямоугольником реку Нарву в районе Ивангорода. Строили станцию в течение пяти лет до 1956 года. Именно в те годы и была похоронена возможность ходить из Псковско-Чудского озера по реке Нарве и Луге в Балтийское море. И большой судоходный водоем превратился в «тазик», как выражаются корабелы, то есть, закрытую акваторию. Видимо, в организации Ленгидропроект в те годы даже не ставили задачи вместе со строительством плотины обеспечить водное сообщение. Хотя еще в 1907 году инженер Кениг вел изыскательские работы на реке Нарве, чтобы использовать силу реки, но с учетом интересов водного транспорта. К сожалению, закончить работу ему не удалось. Но это означает, что совместить эти варианты было возможным.  

«Строить рядом с Нарвской ГЭС обводный канал без шлюза - смысла нет, потому что уровень озера выше, чем в реках Нарве и Славянке. И если сделать обычный обводный канал, да прокопать дно рек, чтобы они стали судоходными, то все озеро просто уйдет в Финский залив, - продолжает Сергей Новиков. - Поэтому вариант один - строить полноразмерный судовой шлюз».

Но обводный канал с полноразмерным шлюзом - это, по мнению всех специалистов, очень дорогой проект. Хотя, конечно, за проход потом можно брать деньги с владельцев, судов и лодок. Да и возможное появление прямого выхода на большую воду в Балтийское море - это серьезное оживление экономики, связанной с перевозками, торговлей, туристическими возможностями не только для Пскова, Гдова, но и городов эстонского побережья. К тому же по плотине Нарвской ГЭС сегодня проходит граница между Российской Федерацией и Эстонией. Соответственно, проект обводного канала со шлюзом должен быть совместным, как минимум российско-эстонским, а как максимум, к нему может присоединиться и Евросоюз.

«Затея с выходом на большую воду - это дорогая история, считайте, что новый Волго-Балтийский канал копать. Хотя в Европе были такие планы», - уверен Сергей Новиков.

Действительно, есть такие мнения, что эстонцам нужен выход в Балтику, чтобы соединить Тарту и весь регион с «большой водой», в том числе для увеличения потока туристов, которые путешествуют по воде. А объем таких организованных и самостоятельных путешественников в европейских странах постоянно растет. И значит, они могут быть заинтересованы в совместном проекте. «У эстонцев флот маломерных судов под две тысячи единиц, у них и завод по их производству есть. И сфера услуг во многом заточена на туризм. А если будет шлюз или канал, то на их побережье съедется туча финнов-шведов-немцев на своих яхтах и лодках. Их десятки тысяч, и интерес войти в Пейпси (эст. Peipsi - Чудское озеро) есть», - делится мнением Юрий Стрекаловский, участник команды исторического судна «Ымму».

Получается, дело за договоренностями? Может быть, пора прорабатывать вопрос, встречаться сторонам, обсуждать… Но все не так просто. 

«Нет ничего невозможного при учете влияния власти, - считает Андрей Казимир, занимавшийся непосредственно проблемой водных перевозок на Псковско-Чудском водоеме, в том числе, международных, будучи последним директором псковского порта. -  Но реальных предпосылок для создания чего-либо подобного - нет. Все рассматривается, либо с точки зрения экономической эффективности, либо социальной значимости. Ни того ни другого в вопросе судоходства - нет. Есть гораздо более важные вопросы с водой. Экология, например. Такие работы как дноуглубление и расчистка водоемов. Но опять же... Федеральные деньги на такие проекты выделяются только в случае подтоплений и ущербов от наводнений. У нас этого нет. И денег в субъекте тоже нет. Так что темы эти мертвые».  

«Большого судоходства у нас не будет, ждать не стоит. А чтобы появилось малое, нужны тоже приличные капиталовложения: к примеру, в строительство яхт-клубов со всей инфраструктурой. Нужно чистить дно водоемов, укреплять берега от обвалов, иначе яхтам к берегу не подойти - слишком мелко», - ставит точку в вопросе и Сергей Новиков.

Как видите, радоваться в Пскове ожидания больших парусов, которые вдруг зайдут на огонек в псковские воды, не стоит. Будем довольствоваться небольшими яхтами и маломерными судами, которые можно привезти на автомобильном прицепе. Хотя придумать всегда что-то можно, как, например, те же новгородцы, которые при подготовке к проведению своих Дней Ганзы сделали из баржи полноразмерный флагманский фрегат - не для хождения за три моря, конечно, а в качестве памятника морской торговле. И теперь он стоит у причала набережной Волхова между низкими мостами и задает туристам загадку: как он туда смог попасть? Мосты ведь не разводятся.

Игорь Докучаев    

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 185 человек
Лента новостей