Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую версию очередного выпуска передачи «Резонер». Еженедельная программа, посвященная резонансным событиям общественно-политической жизни, выходит по четвергам в эфире радио «Эхо Москвы в Пскове». Автор и ведущий – Константин Калиниченко.
«Большая война всегда начинается с самого незначительно повода. Эпизод, на первый взгляд, столь незначительный как укус комара, подчас запускает цепочку событий с необратимыми последствиями и непредсказуемым исходом. Но когда начинается война, никто не знает победителя…»
Сунь-Цзы «Искусство войны»
В пятницу 14 июня пребывающий в летнем сплине город был взбудоражен событиями, на первый взгляд, совершенно рядового порядка. Где-то на обочине псковской промзоны по адресу ул.Поземского, 131 сотрудники Управления экономической безопасности и противодействия коррупции проводили осмотр места происшествия. Кто не в курсе, по указанному адресу располагается компания «Базовый элемент» и стоянка грузовиков ООО «ЭкоПром» – регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Вот этот с виду рутинный сюжет на самом деле имеет не только богатую предысторию, но и далеко идущие последствия. Дело тут вовсе не в элементах «маски-шоу» – пара-тройка «космонавтов», экипированных как коммандос из третьесортного боевика, сегодня абсолютно ординарное сопровождение даже рядовой полицейской операции.
Так уж получается, что дорожный и мусорный рынок в Пскове с некоторых пор поделен между двумя бизнес-группами. Имен называть не буду – они и без того достаточно широко известны.
Не секрет, обслуживание и ремонт дорог, транспортировка и утилизация твердых коммунальных отходов – это виды работ, выполняемые в рамках государственных и муниципальных контрактов. Большие объемы работ, но и деньги тоже немалые. Долгое время на этом рынке сохранялся определенный баланс. Хорошо это или плохо – на этот счет не может быть единого мнения.
Официально следственные действия, проводимые в минувшую пятницу на территории и в помещениях ООО «Базовый элемент», связаны с эпизодом 2018 года – жалобой на ненадлежащий вывоз мусора с городских кладбищ. Так ли это на самом деле или же только повод для более серьезных следственных действий в будущем, на мой взгляд, совершенно не принципиально. Для всех нас, псковичей, важно то, что в пятницу 14 июня состояние «холодной войны» между основными игроками дорожно-мусорного бизнеса перешло в фазу открытых военных действий.
На состоявшемся буквально через пару часов в областной администрации совещании по вопросам организации уборки и ремонта псковских дорог всем заинтересованным лица губернатор вынес последнее «китайское предупреждение». Позволю тут процитировать: «Вы понимаете, что идет подготовка к Ганзе? В центре города – мусор: листья, бумажные обертки. На улицах, даже в парке напротив администрации, пакеты валяются! Мне эти «убирают», «делаем», «работаем» – не нужно! Мне нужен результат!.. Соберите подрядчиков и объясните им все! Если местные не могут убирать свой город – его будут убирать неместные!..».
Тут, мне кажется, следует расставить определенные акценты. То, как убирают город и ремонтируют дороги, в принципе никого не устраивает. Грязь, песок, бытовой мусор встречаются буквально на каждом шагу. Причем в любом районе города, независимо от конкретного подрядчика. Не секрет, сегодня некоторые участники политического процесса пытаются лоббировать те или иные бизнес-структуры. Но любой, кто имеет глаза и может говорить откровенно, не станет лукавить – все районы города убираются примерно одинаково. Где-то чуть лучше, где-то похуже, но принципиальных отличий нет.
Александр Братчиков такую уборку назвал «ужасом без конца». С точки зрения общего результата, с этим трудно спорить. Но объективная финансовая реальность сегодня такова, что можно это называть как угодно, но по факту мы имеем максимум возможного. Смотрите сами.
Мы все жутко недовольны тем, как ремонтируют дороги. Ямы большие и маленькие заделывают какой-то смесью гудрона, отработанного машинного масла и мелкого щебня. Вся эта невообразимая масса при первом натиске автотранспорта разлетается во все стороны, а жаркое летнее солнце безжалостно топит гудрон. На вновь образовавшиеся ямы ремонтники вываливают новые порции камней и гудрона, и нет конца этому бессмысленному и бесконечному циклу перерождений.
Фото: Максим Пушкин (сообщество КОНТРОЛЬ.ПСКОВ социальной сети Facebook)
Вот тут, конечно, есть главный вопрос: почему так происходит? Очевидно, что эти работы оплачиваются из городского бюджета. Так может проще не оплачивать такие работы? Пытаться воздействовать словом и приводить подрядчиков в чувство через совещания и выезды на местность – это очень все правильно и без сомнения нужно делать. А вот бы к этому вербально-психологическому воздействию добавить еще и финансовый кнут.
Но у власти этого кнута попросту нет. Этой весной даже попробовали не заплатить подрядчику. Но тот быстро восстановил справедливость через суд, и теперь город в мучительном поиске денег. Тут не нужно питать иллюзий: все без исключения подрядчики ремонтируют дороги так, как это прописано в договоре – иначе им просто не оплатят работы.
Федеральный закон №44-ФЗ – базовый нормативный акт для абсолютного большинства государственных контрактов. Можно тут долго и упорно рассуждать о том, что условия контракта и техническое задание нужно прописывать так, чтобы потом не было мучительно больно и не возникало наивных вопросов. Это все верно.
Но в реальном мире основным параметром определения подрядчика для выполнения работ является цена. Закон прямо или косвенно подталкивает подрядчиков снижать цену. Если совсем упростить: между «дешево и сердито» и «качественно, но дорого» контрактная комиссия, при прочих равных, выберет «дешево и сердито». Это просто не подлежит сомнению. Более того, если в качестве метода определения подрядчика используется электронный аукцион, то параметры качества работ и вовсе не важны – аукцион автоматически выиграет тот, кто предложит наименьшую цену.
Ну и вобью последний гвоздь в крышку этого гроба. Согласно официальным данным за 2018 год, на содержание дорожной сети в Москве выделялось примерно 268 рублей на квадратный метр. В Санкт-Петербурге – около ста рублей. А в солнечном Пскове – 2 рубля 30 копеек. Шах и мат, господа. Можно тут и дальше ломать копья, но при таком финансировании дороги у нас всегда будут чинить при помощи палок и липкой субстанции.
Получается замкнутый круг – власти, очевидно, все понимают, но чтобы переломить ситуацию у них банально нет денег. А подрядчики сначала снижают цену работ, чтобы получить контракт, а затем работают так, чтобы остаться хотя бы с минимальной прибылью.
В таких условиях устраивать «дорожные войны» и передел рынка не только бессмысленно, но и опасно. Все подрядчики прекрасно знают, что у власти сегодня нет реальных рычагов давления. Можно посмотреть статистику дорожных аукционов за последние 5-7 лет – в них участвуют одни и те же псковские фирмы. Те, кто готов работать на таких условиях. Увы, но псковский дорожный рынок совершенно не интересен даже нашим ближайшим соседям – новгородцам, относительно сопоставимым с нами по уровню жизни. И точно не стоит даже мечтать, что в Псков придут петербургские дорожные фирмы. Это конечно ни разу не статус-кво – у подрядчиков, образно говоря, имеются возможности для шантажа.
Понимая эту опасность, Александр Братчиков не первый раз поднимает вопрос о целесообразности возврата к практике, имевшей место в порядком забытые времена, когда у города имелась собственная техника и квалифицированные кадры в достаточном количестве для обслуживания города. Понятно, что сегодня не может идти речи о том, чтобы избавиться от подрядчиков и выполнять все работы своими силами. Однако определенный объем работ, а также те объекты, которые по разным причинам подрядчики обслуживать не готовы, такая муниципальная служба вполне могла бы осваивать.
Александр Братчиков
В итоге, как бы ситуация не развивалась, других «дорожников» в Пскове в ближайшие годы не будет. Если, конечно, в отрасль не придут принципиально другие деньги. Но в подобное как-то совсем не верится. Этот расклад сегодня очевиден. Возможно, именно поэтому губернатор области Михаил Ведерников продолжает давить на сознательность подрядчиков, пока только предупреждая о последствиях. И губернатор, который поднял тему и методично ее «дожимает», и глава администрации Пскова Александр Братчиков понимают: как бы плохи ни были подрядчики, других у нас сегодня нет. И затевая «дорожные войны», очень трудно не выплеснуть с водой и ребенка…
Тут можно было бы и поставить точку, если бы не один нюанс. Так уж сложилось, что за спинами тех, кто обслуживает дороги, незримо маячат властелины псковского мусорного бизнеса. Формально пострадавший в ходе пятничного маски-шоу ООО «Базовый элемент» вполне аффилирован с мусорным регоператором «ЭкоПром», а компании «УДС», «Чистый град» и «Технодор» находятся в близких отношениях с компанией «АСПО». С каждой из сторон в бизнесе участвуют, по сути, сетевые структуры.
Реформа в сфере обращения с ТКО объективно не могла не нарушить имевшийся в этом сегменте рынка баланс. Сегодня можно констатировать факт: совершенно неясно, что нам всем даст реформа, кроме передела мусорного рынка и сфер влияния. А если еще более конкретно: прежний баланс в пользу компании «АСПО» сегодня сместился в пользу их конкурентов из «Экопрома» и «Базового элемента».
Многие сегодня убеждены в том, что следственные действия в отношении «Базового элемента» есть не что иное, как начало решающей битвы за «мусорные деньги». Так это или нет, и как будет дальше развиваться сюжет, можно только предполагать.
Беда в том, что начавшаяся реформа в сфере обращения с ТКО недвусмысленно предполагает вливание просто гигантских денег. И если на дорожные контракты сегодня очередь не выстраивается (вот, например, контракт на реконструкцию ул. Поземского отменен уже дважды, потому как на него просто никто не заявляется), то за «мусорные деньги» предстоит нешуточная битва.
И, кстати, она уже идет. Многие обратили внимание, что в Пскове все чаще можно встретить мусоровозы компании регоператора, хотя их тут по определению быть не должно. Очень энергично в ход реформы вмешались депутаты ПОСД, которые недвусмысленно угрожают «ЭкоПрому» расторжением договора.
И не будем забывать, что в Арбитражном суде Псковской области за полгода реформы уже сформировалась богатая судебная практика. Пока она в пользу подрядчиков. 29 мая регоператор проиграл суд «СпецТрансКому». На 26 июня назначен суд по иску компании «АСПО» к регоператору «ЭкоПром». Такой ход событий позволяет сделать вывод, что мирные способы урегулирования проблем если и не исчерпаны полностью, то на данном этапе зашли в тупик.
В ближайшие недели станет понятно, готовы ли стороны к реальной войне. Очень бы этого не хотелось, потому как в таких войнах, как правило, не бывает победителей. Вот это всем заинтересованным сторонам следует понимать прежде всего. Мы ни в коем случае не пытаемся кого-то назначить крайним в создавшейся ситуации, а только лишь анализируем положение вещей. И тут нет сомнений – жителям Пскова в массе своей непринципиально, какого цвета будет мусоровоз и чей логотип разместится на спецовке дорожного рабочего. Все просто хотят видеть нормальный результат.
В противном случае при любом развитии событий проигравшими окажутся жители Пскова. Будет совсем нехорошо, если на фоне вконец разбитых дорог, плавящегося под лучами палящего солнца гудрона и зловонных гор неубранного мусора мы будем наблюдать за «схваткой двух йокодзун»…
Константин Калиниченко