Новости партнеров
Сцена / Фестивали

Пушкиниана Камы Гинкаса

13.02.2015 08:27|ПсковКомментариев: 0

Актерский дневник XXII фестиваля. День седьмой

Наконец-то до Пушкинского фестиваля доехал и Кама Гинкас, один из самых значимых режиссеров российской сцены. Так и хочется сказать: давно пора! – вместе с его славными тремя пушкинскими спектаклями. Впрочем, с первым из них, «Пушкин и Натали», возникли бы сложности по сроку давности: спектакль родился задолго до фестивальной эпохи в Пскове, в 1979. Но именно он помог, по словам режиссера, окончательно перебраться в Москву. Что же касается двух других – остается удивляться, как они не доехали до нас раньше. Речь идет о «Золотом петушке» и «Пушкин. Дуэль. Смерть», за которые в 1999 году на московском театрально-телевизионном фестивале «России первая любовь…», посвященном 200-летию Пушкина, Кама Гинкас был назван лучшим режиссером. Именно эти два названия и составили программу седьмого дня XXII Пушкинского фестиваля. Что ж, лучше поздно, чем никогда, - в данном случае старая пословица сработала на все сто.

День начался в Медиа-холле встречей с режиссером – недолгим, но насыщенным общением с заполнившей аудиторию заинтересованной публикой – и видеопросмотром «Золотого петушка» Московского театра Юного зрителя, основного места работы Камы Гинкаса. Смотреть было в высшей степени интересно еще и потому, что предварительно режиссер сжато и емко изложил свое понимание последней сказки Пушкина:

- Надо понимать, что сказки в то время писались не для детей – жанр был такой. И особая форма для изложения своих взглядов. «Золотой петушок» - сказка про то, как царь в своих сугубо личных целях погубил своих сыновей и свою страну, несмотря на то, что в его руках было чудодейственное средство, способное принести народу покой и процветание. Эта сказка – метафора, притча даже о каждом из нас, - когда мы родители, или мужья, или руководим чем-либо – страной, театром или чем-то еще… Мы вроде бы движемся вперед, но почему-то ценой страшных жертв. Пушкин рассказал об этом задолго до Сталина…

Сказка играется в фойе ТЮЗа, на его парадной лестнице, и решена в приеме цирковой клоунады, с восторгом принимаемой совсем юным зрителем. Тут тебе и клоунские маски, и носы картошкой, и элементы пантомимы… Из подручного вроде бы материала сооружается царство славного Дадона – изобретательно, остроумно, с юмором, - детского хохота тут хоть отбавляй.

В спектаклях для детей всегда есть опасность «потерять» зал, который может вдруг зажить своей, независимой от происходящего на сцене жизнью. Актеры начинают давить на все педали, в том числе и голосовые, но этим еще больше отдаляют зал, и спектакль вырождается в крик на сцене и гвалт в зале. Практика показывает, что отношения со зрителем должны застраиваться режиссером еще на этапе подготовки к репетициям сказки. (Впрочем, не только сказки, но и драматургии вообще: есть в режиссуре такой элемент – учет зрительского восприятия.) И надо сказать, что в «Петушке» Гинкаса эти отношения выстроены практически идеально. С самого начала, с первых строк – все на паузах. Клоуны как бы переглядываются со зрителем: все ли понятно? – и когда понятно, идут дальше. В результате выходит некое совместное творчество сцены и зала. И когда дело доходит до вещей совсем не смешных, зритель уже полностью доверяет сцене и начинает думать вместе с ней, - в этом одно из несомненных достоинств спектакля.

Кроме того, согласно декларации режиссера о том, что эта сказка про всех и каждого, в спектакле множество узнаваемых моментов – веселых и совсем наоборот. К примеру, когда Звездочет дарит Дадону чудесного спасительного петушка, тот в ответ обещает ему: «Волю первую твою я исполню как свою!» Когда же скопец требует обещанного, царь гонит его: «…Убирайся, цел пока! Оттащите старика!». Это сюжет. При этом всё царское окружение поднимает скопца на смех – это режиссура.

Сквозное же действие, помимо общих для спектакля образов и средств, мастерски сыграла Арина Нестерова, исполнительница роли Царя Дадона, получившая за него приз за лучшую роль того же фестиваля «России первая любовь…» - замечательная актриса и одно из открытий фестиваля псковского. Маленький, щуплый, умилительный клоун на наших глазах «деревенеет» лицом, превращаясь в непрошибаемого для человеческих чувств диктатора. Забегая вперед, скажу, что вечером мы увидим ее «вживую» в роли Веры Александровны Нащокиной, жены одного из ближайших друзей Пушкина, сыгранной и трогательно, и мастерски. Такая гамма чувств – и потрясение смертью друга, и страх за мужа, и стремление оградить его от каких либо наговоров и обвинений (а ведь никто и не обвиняет!) – под силу только высокому мастеру.

«Пушкин. Дуэль. Смерть», - без сомнения, из числа выдающихся спектаклей, показанных когда-либо на Псковском фестивале. Запомнится он по нескольким причинам, одна из коих к творчеству вроде бы прямого отношения не имеет. Принимающий театр, т.е. наш, Псковский, пошел на беспрецедентную перестройку своего внутреннего вспомогательного пространства, а именно «кармана» за сценой, переделанного (и перекрашенного тоже) в белую гостиную: не только белый потолок и стены, но и пол, и двери, и небольшой зрительский амфитеатр, и даже стулья для зрителей, которых поместилось всего около сорока. Возникает вопрос, стоила ли такая игра таких «свеч» – из-за сорока-то зрителей? Думаю, любой из побывавших на спектакле ответил бы утвердительно. Оценил жертвенные усилия театра и Кама Гинкас: «Ваш театр – совершенно исключительный! Все здесь делается исключительно чисто и четко».

И все-таки жаль тех зрителей, что не смогли попасть в эту белую гостиную. Подумалось, что уж коли мы так теперь технически вооружены, нельзя ли было устроить прямую видеотрансляцию в большой зал или Медиа-холл? Наверняка они заполнились бы до отказа.

Еще на встрече в Медиа-холле режиссер пояснил, что в Москве спектакль идет в обыкновенной комнате, - для достижения не просто присутствия, но и соучастия зрителя в происходящем. Белый же цвет, вероятно, необходим, дабы вся нечистота, которой в каждом из нас предостаточно, и которую мы старательно затираем, камуфлируем, скрываем, стала очевидной хотя бы в эту минуту истины – у гроба Пушкина, которого сжили со свету мы все – и тогдашняя, и сегодняшняя Россия, просвеченная как рентгеном в этой ослепительно белой гостиной.

В гостиной собрались самые близкие его друзья: Нащокины, Вяземские, Жуковский, Соллогуб, Карамзина… Если в первой части они вспоминают, каким Пушкин был замечательным, то во второй (которая начинается с того, что лакей каждому вручает письма – те самые, анонимные) вдруг начинают подетально восстанавливать, как все произошло и как вообще мог случиться весь этот ужас с дуэлью. Всплывают истории с подметными письмами, ухаживанием за Натали Дантеса, с его лицемерным сватовством к ее сестре Катерине Гончаровой… А вот Соллогуб сбивчиво несколько раз начинает рассказывать историю его несостоявшейся с Пушкиным дуэли, после которой они и сдружились – совершенно блестящая актерская работа Игоря Гордина. А вот что-то хочет сказать Нащокин (Вячеслав Платонов), но жена (Арина Нестерова) мягко перебивает: «Нет, подожди, я сама скажу. Пушкин попросил у Павла Воиновича в долг пять тысяч, чтобы уехать в деревню, но этих денег тогда у нас не случилось…» Павел Воинович судорожно кивает. А спустя некоторое время вдруг срывается: «Ну ведь были, были же у меня тогда эти пять тысяч, и если б он уехал в деревню, ничего бы не!..»

Их диалоги, в которых каждый слышит только себя (а мы разве не так?!), сбивающиеся в самоуничижительную исповедь то одного, то другого, их жалкий лепет на грани истерики, их цеплянье друг друга за фалды, а потом вдруг прямая апелляция к зрителю за подтверждением своей правоты – от беспомощного шепота до крика, – все это в какой-то момент становится частью жизни не только персонажей, но и зрителей – всех присутствующих в белой гостиной, устроенной нам всем режиссером Гинкасом.

На большом, покрытом белой скатертью, столе, на черной подушке – посмертная маска Пушкина. Пушкин умер. Ушел. В какой-то момент стол начинает подниматься вверх – на четырех жестких цепях, спущенных с потолка. Все кидаются к столу, рвут-раздирают скатерть, чтоб оставить на память, цепляются за стол, пытаясь улететь вместе с ним, болтают ножками, но валятся один за другим вниз. А мы слышим Соллогуба: «Уважение к памяти поэта в громадных толпах народа, бывших на отпевании в Конюшенной церкви, было до того велико, что все полы сюртука Пушкина были разорваны в лоскутки, и он оказался лежащим чуть не в куртке; бакенбарды его и волосы на голове были тщательно обрезаны его поклонницами…"В этом – все наши «лучшие чувства».

Как-то в одной из наших давних комедий пелась песенка с припевом: «Изменчив мир, но неизменен человек». А мне после спектакля вспомнилось евангельское: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитиикрови пророков; так вы сами свидетельствуете, что вы сыновья тех, что избили пророков». (Мф. 23. 29-31.)

Вик. Яковлев

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Опасаетесь ли вы Третьей мировой войны?
В опросе приняло участие 209 человек
Сюжет: XXII Пушкинский фестиваль Более 4-х тысяч зрителей посетили XXII Пушкинский театральный фестиваль Вениамин Смехов: Антракт нам только снится Пушкинский театральный фестиваль: Как псковичи Мамонова напугали... Виктор Ерофеев: Любая пропаганда оболванивает Пушкиниана Камы Гинкаса Петр Мамонов представит сегодня в Пскове свой моноспектакль «Дед Петр и зайцы» Пушкинский театральный фестиваль: Все наше Кама Гинкас и Генриетта Яновская покажут сегодня псковичам «Золотого петушка» «Нет лет - для всех Ромео и Джульетт!..» Вениамин Смехов даст сегодня в Пскове спектакль «Нет лет» и прочтет лекцию «Поэтический разговор» Пушкинский фестиваль: кинематографично, необходимо, просто смешно Андрей Турчак стал слушателем лекции Льва Лурье «Псковские крестьяне в старом Петербурге» на Пушкинском фестивале 70 подопечных «Ростка» бесплатно посмотрели «Сказку о золотой рыбке» в Псковском драмтеатре О разнице идеалов бабушек и внучек «Рыбак и его душа»: «Как посмел ты красавицу эту...» «Вы про Пушкина мне не рассказывайте, я похабщины не люблю...» О Пушкине изящном и не только В Пскове открылся XXII Пушкинский театральный фестиваль На XXII Пушкинском фестивале впервые опробуют новый формат спектакля В Пскове сегодня откроется XXII Пушкинский театральный фестиваль Александр Стройло представит в Пскове «Анекдоты из жизни Пушкина» Спектакль «Жизнь за царя» покажут в фойе псковского театра в исторической части здания Писатель Виктор Ерофеев и актер Вениамин Смехов прочитают лекции в рамках Пушкинского фестиваля в Пскове Оргкомитет Пушкинского театрального фестиваля ведет переговоры об участии в нем Владимира Рецептера Билеты на Пушкинский театральный фестиваль будут дешевле, чем на Стаса Михайлова Новое пространство будет задействовано в псковском драмтеатре для проведения Пушкинского театрального фестиваля Дмитрий Месхиев назвал программу XXII Пушкинского театрального фестиваля беспрецедентной Жанна Малышева пожелала, чтобы XXII Пушкинский театральный фестиваль стал новой ступенью роста для всех его участников Программа XXII Пушкинского фестиваля В Пскове пройдет XXII Международный Пушкинский театральный фестиваль
Лента новостей