Итак, перемены продолжаются. Губернатор Михаил Ведерников принял очередное, свежее и смелое, кадровое решение. Руководителем вновь образованного областного управления общественных проектов и молодежной политики назначена 45-летняя общественница из Палкинского района Наталья Плявинская. По горячим следам весть о ее назначении вызвала множество комментариев в Сети — в том числе весьма неожиданных, от людей не лишенных остроумия и наблюдательности. Например, уже появилась шутка о том, что «областная администрация на Карповых держится». Дело в том, что практически одновременно с уходом из Дома Советов замруководителя аппарата администрации Псковской области — начальника правового комитета Андрея Карпова было сообщено о назначении госпожи Плявинской, которая, как следует из записи на ее странице в социальных сетях, ранее носила фамилию Карпова. Такое вот забавное совпадение.
Что бы там ни судачили в социальных сетях и телеграм-каналах, надо признать очевидное: из всех уже сделанных кадровых перестановок в органах власти и руководстве госпредприятий Псковской области (Нинель Салагаева, Сергей Дмитриев, Николай Киянец и др.) назначение госпожи Плявинской — самое предсказуемое, прогнозируемое и ожидаемое. По крайней мере, именно ее имя звучало чаще других в комментариях журналистов в контексте разговора о «новой крови», которую Михаил Ведерников будет вливать в областную администрацию. Да и как имени этому было не звучать, если Наталья Плявинская выглядела активисткой и одним из олицетворений проекта Михаила Ведерникова «Команда 2018».
Наталья Плявинская и Михаил Ведерников на «астрономическом форуме» на Соколихе. Псков, июль 2018 года
Все последние месяцы она регулярно присутствовала в публичном информационном пространстве перед сентябрьскими выборами, в том числе была в центре так называемого «мусорного хайпа» и отметилась жестким комментарием в адрес председателя облсовпрофа Ульяны Михайловой. Еще, как говорят, вместе с мужем Теодором Плявинским помогала балетмейстеру Гедиминасу Таранде готовить Пушкинский праздник поэзии в новом формате. Именно Наталья Плявинская стала первым общественным помощником псковского губернатора — то есть функционирование нового общественного института началось с нее. К тому же и прежде, до приезда Михаила Ведерникова в Псков, она вела общественную деятельность — в Палкино, где живет, и в рамках Общероссийского народного фронта, посещала экологические форумы, время от времени что-то комментировала.
Так что в назначении Натальи Плявинской, за плечами которой учеба в Петербургском торгово-экономическом вузе, нет никакой большой загадки. Как нет ее и в части декларируемых целей и задач, стоящих перед деятельной общественницей, рекрутированной на госслужбу. Сухим языком административного пресс-релиза эта задача описывается так: «эффективно координировать общественную деятельность на территории региона».
Но можно сказать и по-другому: губернатор хочет расшевелить псковское болото, вдохнуть жизнь в инертные, по сути, декоративные институты гражданского общества, дать импульс развитию общественного движения, помочь волонтерам, поддерживать тех, у кого «горящие глаза, беспокойные сердца, кто инициативен и неравнодушен. Вот на достижение этой благой цели и бросается госпожа Плявинская, которая в представлении Михаила Ведерникова, очевидно, и сама такая — энергичная и неравнодушная, которую знают и уважают общественники. Ей и карты в руки, как говорится.
Однако сразу возникает несколько вопросов. Первый из них — насколько вообще эта миссия по подъему общественного движения и выстраиванию молодежной политики выполнима. Ведь, как известно, общественники у нас условно делятся на две категории. Одним помощь власти вообще не нужна — только бы не мешали. Другим, напротив, нужны гранты, внимание со стороны власти, всяческая поддержка — при этом эффективность подобных общественных структур и отдельных активистов, как правило, невысока. Что можно сделать с такими общественниками?
Что до молодежной политики, то тут тоже проблем непаханое поле. Более того, сама необходимость существования такой политики — это вопрос спорный (во многих странах им вообще не задаются, и такую политику — молодежную — не выстраивают, предпочитая работать в направлениях, куда более очевидных). К тому же все прежние попытки создать в постсоветсткой России молодежную политику оканчивались пшиком.
Другой момент — насколько выполнению этой миссии соответствует представитель самой общественности. Причем, тут я говорю даже не конкретно о Плявинской, точно тот же вопрос ставился бы и в том случае, если бы управление общественных проектов и молодежной политики возглавил кто-то другой - скажем, деятельная псковская общественница, организатор «Тотального диктанта» и мероприятий под эгидой «Вечевого ордена» Ольга Родина, инициатор патриотических акций к 9 мая юная Глория Тесля или устроитель общеобластных турниров по дворому футболу на «Кубок губернатора» Андрей Бегмурадов.
Примеры хождения общественников на государственную службу не особо свидетельствуют об эффективности таких шагов — скорее, наоборот, они говорят в пользу народной мудрости о том, что каждый должен заниматься своим делом: печь пироги надлежит пекарю, тачать сапоги сапожнику, и никак не иначе.
При этом не вызывает сомнений, что новое управление (УОПиМП) во главе с госпожой Плявинской (по сути, продолжение «Команды 2018», перед которой ныне ставится задача по выполнению положений нового «майского указа» президента Владимира Путина) неминуемо будет утопать в работе по написанию отчетов в адрес вышестоящего начальства и многочисленных контролеров — прежде всего, в аппарате полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе и правительственных структурах. Предполагаю, что именно эта деятельность будет занимать львиную часть времени сотрудников управления и станет одним из главных (если не самым главным) направлением в их рутинной работе. Произойти это может хотя бы той простой причине, что на упущение в организации каких-то мероприятий или даже заваленный проект начальство может и не обратить внимание, а вот косяки в отчетах в столицы или, хуже того, невыполненное поручение федерального руководства будет выглядеть страшным прегрешением, и именно за это могут строго покарать. Это уже не говоря о том, что человеку, не имеющему опыта работы в администрации Псковской области, просто по определению будет сложно в новой должности. Так что от каких-то конкретных прогнозов пока будет правильнее воздержаться — отмечу лишь, что госпоже Плявинской точно не позавидуешь.
Впрочем, завершать комментарий на пессимистичной ноте не хочется, тем более что на память неизвестно отчего (может, из-за наименования свежеиспеченного управления) приходит известный предвыборный слоган из 1990-х: «Молодой — пусть работает!». Так что что, перефразируя, скажем: «Молодая — пусть работает!» И пожелаем новому региональному управленцу благосклонности Фортуны (ну чтоб не повернулась спиной эта капризная дама). Удача Наталье Плявинской точно не помешает.
Александр Савенко