Новости партнеров
Культура / Краеведение

Псковский укрепрайон. ДОТ 8

14.05.2017 12:25|ПсковКомментариев: 3
Продолжим изучение Псковского укрепрайона знакомством с трехамбразурной долговременной огневой точкой под номером 8, постройки 1931 года, Логозовического батальонного района обороны. Cразу после возведения в 1930 году первых трех литерных огневых точек Псковской УП осуществлялся поиск проектировочных решений на продолжение оборонительного строительства, вылившийся в строительство 26 огневых точек в 1931 году. Так, в одном из ранних документов того периода отмечается, что необходимо еще 12 ОТ. Стоимость каждой оценивалась в 14.700 рублей, а при использовании наемной силы, красноармейцев и крестьянских подвод стоимость могла быть снижена до 8000 рублей. [РГВА, Ф. 31899, Оп. 10, Д. 3014]. Из текста до конца не очевидно, какого типа ОТ планировалось построить, то ли по типу уже построенных литерных на один пулемет на вращающемся столе, то ли иного. Эти проектные соображения были проиллюстрированы схемой посадки 12-ти огневых точек на топооснове 1927 года.
 
 
Работы по выбору мест посадки ОТ не пропали даром и во всех двенадцати выбранных к размещению ОТ мест в 1931 году были посажены огневые точки, в том числе и наш ДОТ 8.
 
ДОТ 8 в 30-е годы прошлого века располагался на ровном месте на границе пахотного поля и луговины, плавно переходящей в заболоченную и заросшую кустарником пойму реки Листовка.  В настоящее время ДОТ находится посереди поля на расстоянии менее километра от южной окраины деревни Поддубье. В тылу у ДОТа и чуть южнее его находилась несуществующая ныне деревня Остра Клетка на семь дворов.
 
На фрагменте Схемы Псковской УП [РГВА, Ф. 22, Оп. 32, Д. 2830, Л. 28]*, предположительно 1935 года, видно, что ДОТ 8 прикрывает пространство между огневыми точками 6 и 14, чуть отстоя вперед от последней. Необходимость сокращения количества сооружений и обеспечения максимально широкого сектора обстрела привела к тому, что ДОТ 8, находясь в первой линии обороны, получил три пулеметные амбразуры с общим сектором обстрела в 139 градусов. Крайний левый азимут обстрела 192 градусов, крайний правый - 331 градуса [РГВА, Ф. 25888, Оп. 3, Д. 155, Л. 143]. Таким образом, Огневая точка полностью перекрывала огнем своих пулеметов участок фронта по долине реки Листовка от насыпи железной дороги Псков-Рига слева (не прицельным огнем на пределе дальности) до подходов к южной окраине деревни Поддубье справа.
 
В середине 30-х годов в процессе усиления УП рядом с огневой точкой был установлен БОТ 111 на базе танка МС-1 (вероятно в бревенчатом срубе), вооруженный пушкой Гочкиса, выполнявший функции противотанковой обороны. К 1 января 1939 года рядом с ДОТом имелась небольшая казарма для расквартирования гарнизонов этой и соседних огневых точек. Тыл огневой точки прикрывал ДОТ 7. Укреплению этого участка было уделено особое внимание по причине нахождения его на стыке с Нееловским БРО и расположения рядом железной дороги.
 
 
Как и другие трехамбразурные ДОТы второй линии обороны ДОТ 7 был своеобразным узлом связи для сооружений под номерами 6, 8 и 14. К нему сходились телефонные линии от них, а дальше кабель шел на КНП 39 Логозовичского БРО. Прямого кабеля на КНП ДОТы первой линии, как правило, не имели.
 
Интересно, что на Схеме существующих сооружений и полевого заполнения Псковского УР по состоянию на 1 января 1939 года рядом с ДОТ 7 отмечен не затушеванный треугольник (в легенду карты такой значек не вынесен) [РГВА, Ф. 25888, Оп. 3, Д. 174, прил. карта-склейка]. Можно предположить, что это КП полевого типа для 1-ой пулеметной роты 56-ой СД, занимавшей оборону на данном участке. К 1939 году в Псковском укрепрайоне отказались от структуры из пяти батальонных районов, заменив их пятью ротными опорными пунктами, лишь слегка изменив границы зон ответственности. Система связи сохранилась от старой структуры.
 
Рассмотрим устройство сооружения по архивным документам. Как я уже отмечал, ДОТы Псковской УП относятся к нескольким основным типам, но несмотря на кажущееся сходство почти все они отличаются формой и различными мелочами. Это связано с индивидуальной посадкой каждого сооружения на местность с учетом рельефа, выбором наиболее эффективных секторов обстрела в системе укрепрайона, а так же вероятного направления артиллерийского огня противника. Последнее крайне важно для определения конфигурации итолщин бетона.
 
Для примера возьмем исполнительный чертеж ДОТа 32, как наиболее соответствующий нашему сооружению [РГВА, Ф. 22, Оп. 23, Д. 2831, Л. 41]. Как я уже отмечал, есть версия, что исполнительные чертежи по Псковской УП в фондах РГВА делались, скорее всего, постфактум, после постройки сооружений и представляют собой произведения чертежного искусства начала 30-х годов прошлого века. Выполнены они на качественной полупрозрачной бумаге под лен цветными чернилами и неплохо сохранились в архиве.
 
 
ДОТ 8 имеет один боевой каземат на три пулеметные амбразуры и прикрывающий вход сквозник типа  «тупик» с продухом. Многогранник ДОТа слегка сплюснут и растянут по фронту. В отличии от приведенного чертежа наш ДОТ имее некоторое смещение каземата влево и своеобразный уступ снаружи слева при переходе от основного объема каземата к тыльной стенке сквозника. Кроме того, ДОТ 8 отличается от приведенного на чертеже большим объемом боевого каземата, позволяющим использовать все три амбразуры для огня из станковых пулеметов системы «Максим» с деревянных станков СТАД Горносталева. Так как наше сооружение построено в 1931 году, то на чертеже показано отсутствие пулеметных заслонок П-31. Их установили предположительно в 1936 году при доусилении и достройке Псковской УП. Кроме того, отсутствуют ниши для коробок для пулеметных лент. Их выдалбливали позднее.
 
Вот так выглядит наше сооружение с левого фланга. Небольшая плоскость направленная на нас внизу скрывает присыпанную грунтом левую амбразуру сооружения. Справа хорошо виден уступ с засыпанным продухом при переходе каземата к тыльной стене сквозника.
 
 
Вход в ДОТ прикрыт сквозником с продухом для предотвращения воздействия взрывной волны на тяжелую герметичную дверь каземата, изготовленную из дубовых плах, обшитых кровельным железом. Еще одна амбразура для стрельбы из личного стрелкового оружия прикрывает противоштурмовую решетку входа в сквозник. Первоначально такие решетки изготовлялись из дерева (как видно на чертеже). Позже их заменили на металлические. Вход в ДОТ, как правило, оформлялся двориком, откосы которого обшивались досками для предотвращения засыпания входа при артиллерийском обстреле и укрытия полевого заполнения. Какие-либо противохимические устройства отсутствуют.
 
На фото представлен выступ бетона в районе продуха. На нем имеются пулевые или осколочные отметины.
 
 
Снарядостойкость сооружения рассчитывалась как обеспеченная от однократного попадания 6-осколочно-фугасного гаубичного снаряда и определялась по тогдашней классификации как М-2. Толщина фронтальных стен составляла 1350 мм, а покрытия с противоотколом - 900 мм.
 
Получив первичное представление о конструкции сооружения, осмотрим его в натуре снаружи и изнутри.
 
Общий вид с левого фланга на сооружение. Засыпанные грунтом амбразуры практически не угадываются. Кстати, не исключено, что растущие за ДОТом кусты скрывают остатки казарменной постройки или землянки.
 
 
А это вид практически со стороны фронта и центральной амбразуры.
 
 
Обратите внимание на какие-то странные круговые разводы на стене ДОТа, как будто кто-то рисовал полукруг мелом.
 
 
Фотографии правого фланга сооружения были сделаны против солнца и на них практически ничего не видно.
Еще один ракурс со стороны левой задней скулы. Виден вход в сооружение.
 
 
Вид на ДОТ 8 со стороны входа. Эти два вала земли, создающие ощущение подходящей к ДОТу траншении, не более чем остатки консервационной послевоенной засыпки входа. В более поздние времена местные жители в поисках наживы или мальчишки из любопытства прокапывали проход в сооружение, создавая условия для его разграбления.
 
 
Через небольшое отверстие на месте входного проема спустимся вовнутрь сооружения. Сквозник завален валунами консервационной закладки проема и бытовым мусором. Прямо нам под ноги смотрит амбразура обороны входа. До засыпки пола грунтом и мусором она была чуть повыше, но до уровня груди явно недотягивала. Низкое расположение амбразуры обороны входа, примерно в 0,5-0,8 сантиметрах от пола, является отличительной чертой большинства сооружений постройки 1931 года. С чем это связано, трудно сказать, может быть больше планировали ее использовать для выкатки гранат, чем для стрелкового боя? А ведь по штату в сквознике еще было рабочее место одного из солдат гарнизона, обеспечивающего связь с полевым заполнением, охрану и оборону сооружения с тыла.
 
 
Выше амбразуры обороны входа глубокие пулевые отметины в бетоне. Сейчас по ним не скажешь, какого они времени. Может быть заниженное расположение амбразуры как раз и обусловлено тем, что стрельба по дверному проему ведется обычно по его центральной части и занижение амбразуры уводит ее с типичной линии огня?
 
 
Проходим по сквознику дальше и видим практически идеально сохранившуюся тяжелую герметичную дверь в открытом состоянии с задрайками с внутренней стороны. За ней заложенный консервационной кладкой и засыпанный снаружи грунтом продух сквозника. Защитная решетка продуха сильно погнута, наверное пытались сорвать на металл.
 
 
Фрагмент хорошо сохранившейся дверной коробки и двутавровая балка над ней.
 
 
Заходим вовнутрь каземата и начинаем его осмотр по часовой стрелке. Перед нами левая амбразура сооружения. Она неплохо сохранилась. На штатном месте находится броневая заслонка. Интересной особенностью этой амбразуры является отсутствие справа ниши для коробки с пулеметной лентой, При стрельбе в крайнем левом положении, закрепленная на станке коробка, упиралась в стену и ограничивала сектор обстрела. Возможно, здесь решили не ослаблять нишей наполную, обращенную к железной дороге стену сооружения и сознательно ограничили сектор обстрела по двум причинам. По железной дороге мог действовать бронепоезд с артиллерией, а сектор обстрела органично дополняет соседнее сооружение ДОТ 14, расположенная ближе к железнодорожному полотну.
 
 
Левая амбразура полностью сохранила импровизированный амбразурный узел по мотивам П-31. Мы знаем, что в 1931 году 26 сооружений Псковской УП были построены без амбразурных узлов [РГВА, Ф. 22, Оп. 32, Д. 1524] . Их установили позже, предположительно в 1936 году по программе доусиления и достройки УРа. Установить стандартные узлы П-31 в уже готовую коробку ДОТа возможности не было и поэтому использовали кустарные изделия, вероятно, псковского производства.
 
О пулеметном станке СТАД нам напоминает только наличие штыря перед амбразурным узлом.
 
 
Броневая заслонка опущена. В ее верхней части сохранился массивный шпингалет, для закрепления заслонки в боевом или закрытом состоянии.
 
 
Центральная амбразура оборудована нишей для коробки с пулеметной лентой. От станка СТАД остались только два крепежный штыря и штырь вращения в нише перед перед амбразурным узлом.
 
 
Броневая заслонка амбразуры выбита и лежит в проеме. Вероятно, ее пытались достать мародеры, но не получилось. Честно говоря, для меня является загадкой такое «соскакивание» заслонок вперед со своего штатного места. Ведь это могло произойти и во время боя. Вынуть штатно установленную заслонку П-31 можно было только сняв боковые детали с помощью специальных ключей, имеющихся в ДОТе. Таким образом амбразура превращалась в запасной лаз на случай невозможности воспользоваться штатным выходом. Вероятно, при использовании псковского палиатива по мотивам П-31 нарушалась и технология установки амбразурного узла, что спустя десятилетия позволяет сбросить заслонку из гнезд боковых накладок вперед.
 
Обратите внимание, как густо намазаны консервирующей смазкой поверхности противооткола.
 
 
Внутренняя стенка между центральной и правой амбразурами с отлично сохранившимся противоотколом. 
 
На правой амбразуре заслонка отсутствует, ниша для патронной коробки изготовлена и обшита противоотколом. Обратите внимание,  правофланговая стена не защищена противотколом. Обстрел с правого фланга считался маловероятным. Все внимание на железную дорогу.
 
 
Противооткол на потолке каземата. В центральной части видно отверстие для антенного вывода.
 
 
Интересный элемент, имеющийся только в этом сооружении. Приваренные под потолком скобы для крепления внутреннего оборудования к потолку помещения. Что конкретно крепилось таким способом, трудно сказать. Скорее всего - вытяжка пороховых газов.
 
 
Теперь обратим внимание на тыльную стену каземата с сохранившейся ружейной заслонкой РЗ-31, прикрывавшей амбразуру обороны входа. Мы ее уже видели снаружи и рассуждали о низком расположении узла выше. Здесь в затопленном водой каземате еще сильнее бросается в глаза небольшое расстояние ее расположения от уровня пола. Каземат затоплен водой не более чем на 20 сантиметров. Стрелять из амбразуры из винтовки можно разве что из положения полулежа, что весьма затруднительно делать с винтовкой в тесноте каземата. На фотографии хорошо видно, что амбразурный узел устанавливался уже после отливки сооружения в оставленное технологическое отверстие. Выше заслонки из стены торчат кронштейны для крепления радиостанции или прочего оборудования. 
 
 
Заслонка горизонтального расположения и практически комплектная. Не хватает только рычага запора и резинового уплотнителя. В соседнем сооружении под номером 7 заслонка была выполнена вертикально, с откидыванием вниз. Перед заслонкой в лед вморожены остатки пулеметных столов. Интересно, что петля заслонки закреплена на трех достаточно хлипких   «ножках», что несколько диссонирует с общей массивностью устройства.
 
 
Вид с другого ракурса. Видно, что заслонка состоит как минимум из трех пластин, одна из которых должна быть катанным броневым листом. 
 
 
Вид на заслонку в полузакрытом состоянии. Заметна накладка для обеспечения плотного запирания заслонки рычагом запора. Накладка закреплена винтами, вероятно, из соображений замены.
 
 
На этом мы покидаем наше сооружение. Еще раз посмотрим на тяжелую герметичную дверь изнутри и переступив порог выходим в сквозник. 
 
 
Зимний пейзаж с видом на ДОТ 08 со стороны Дуброво. Островок деревьев слева от сооружения, вероятно, скрывает остатки казармы.
 
 
Подведем итог: ДОТ 8 доступен для осмотра и безусловно интересен для любителей военной истории как типичная трехамбразурная огневая точка 1931 года постройки с хорошо сохранившимися элементами интерьеров. Достройка этого сооружения растянулась на несколько лет и была обеспечена силами псковских предприятий.
 
Фотографии сооружения сделаны 8 января и 23 мая 2009 года в рамках проекта «Забытые крепости ХХ века».
 
Алексей Старков 
 
ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Опасаетесь ли вы Третьей мировой войны?
В опросе приняло участие 150 человек
Лента новостей