Новости партнеров
Общество

Новая медиалектика

01.12.2018 14:05|ПсковКомментариев: 38

В Пскове подвели итоги первого Медиафорума

Медиафорум прошел под слоганом «Новое время - новые медиа». По оценке главного инициатора события, губернатора Псковской области Михаила Ведерникова, первый форум «не получился комом», а его сквозная тема - «существование журналистики в ситуации постправды» - как никогда актуальна. Все мы живем в эпоху «фейкньюс» - разнообразных «уток, хайпов и вбросов», когда «репутации рушатся на пустом месте». «Благодаря такой "утке" некоторые до сих верят, что я летаю в полпредство на вертолете санавиации», - поделился губернатор собственным опытом. То есть, во-первых, современная журналистика - «очень серьезное оружие», и, во-вторых, она просто обречена «работать с последствиями информационных вбросов».

О «третьей мировой информационной войне» два дня подряд говорил и ведущий спикер медиафорума - первый зампред комиссии по СМИ Общественной палаты России Александр Малькевич: «Что такое новые медиа? Никакие громоздкие ПТС уже не нужны. Сидят два человека и ведут лайф-трансляцию из Пскова, которую смотрят десятки тысяч пользователей». При этом нашей стране необходимы суверенные интернет-площадки, защищенные от «сноса». К примеру, телеканал RT действительно смотрят по всему миру миллионы пользователей Ютуба. Но что будет, когда ЮТуб «снесет» RT? Этот вопрос Малькевич задал гендиректору российского международного информационного агентства «Россия сегодня» Дмитрию Киселеву. «Повисла долгая мхатовская пауза», - констатировал Малькевич.

О том, как «сносят» российские проекты на чужих платформах Александр Малькевич подробно рассказал в первый день, на площадке дискуссии под названием «Современные архитекторы политического медиапространства». Его сообщение так и называлось: «Стратегический удар по SMM: кто выживет в «Третьей мировой» информационной войне?». Под «архитекторами» подразумевались все популярные ныне соцсети - Фейсбук, Инстаграм, Твиттер, Ютуб, у которых разные хозяева, но которые летом этого года почти одновременно, как по команде, «снесли» проект Малькевича «USA Really». Без какого-либо объяснения причин. «Даже внешне крайне свободные, забитые порнухой, чаты и форумы, и те нас забанили. - Признался Малькевич. - Мы, по сути, попали в цифровой «37-й» год. Потому что работаем на площадках, которые нам не принадлежат, нами не управляются». И все это происходит «сплошь и рядом», причем «выпиливают» не только россиян (вроде президента Чечни Рамзана Кадырова), но и граждан США, достаточно пользователю попасть в некий «стоп-лист», то есть в список неких запрещенных «кодовых слов», и все - вас в цифровой империи уже не существует.

Понятно, что столь глобальные проблемы позиционирования в цифровом медиапространстве интересовали далеко не всех участников форума; представителей традиционных СМИ больше волновало элементарное выживание в условиях «схлопывания» рынка, прежде всего, печатных изданий. И здесь некие универсальные формулы предложил выступивший на пленарном заседании заместитель министра связи и массовых коммуникаций России Алексей Волин, который давно известен в медиа-сообществе своим здоровым цинизмом. «Если традиционные СМИ не станут современными, их даже в музей не возьмут. - Сформулировал Волин. - Поскольку и все музеи теперь современные». И далее: «У нас все СМИ сейчас находятся в глобальной и тотальной конкуренции - за свободное время пользователей, которое уже дороже денег. Практика показывает, что пока пользователя удовлетворяет какой-то информационный ресурс, он с него не уйдет. Но входной билет на рынок стал дешевым, отчего появилось множество новых медиа. Единственная возможность удержать внимание аудитории - рассказать историю при помощи максимума каналов. Кто донесет интересную историю до потребителя, тот и победит».

Директор медиа-холдинга «Гражданская пресса» Максим Костиков конкретизировал эти общие положения феноменом «нишевости», позволяющим успешно конкурировать с федеральными СМИ на местном медиа-рынке: «Мы все бьемся за потребителя и тоже находимся в процессе глобальной конкуренции, но мы пишем о том, что происходит на соседней улице для тех, кто живет на соседней улице, и об этом вряд ли будут писать «РИА Новости», и уж тем более снимать репортажи Первый канал». При этом когда «федеральные медиа используют информацию региональных СМИ, они не то чтобы не платят за информацию, но и никогда на них не ссылаются». Замминистра связи Алексей Волин попытался защитить репутацию федеральных коллег, сославшись на институт фактчекинга, то есть необходимости проверки фактов, а значит, и ссылки на первоисточники. Дескать, так большие СМИ защищают себя от возможных юридических претензий в случае неизбежных ошибок (опять же, вспомним о пресловутых «фейкньюс»). Однако ссылки - это скорее благое пожелание, нежели привычная практика, о чем прекрасно знают все, кто занимается реальной журналистикой.

А как раз реальная журналистика на местах, вне зависимости от способов доставки контента, занята одной проблемой - как монетизировать потребность общества в СМИ. Собственно об этом шел содержательный разговор сразу на трех профессиональных секциях, названия которых говорят сами за себя: 1) «Как выжить печатным СМИ? - опыт российских и зарубежных участников Медиафорума»; 2) «Создание и работа эффективных медиа-холдингов: Все форматы СМИ под одной крышей» и 3) «Новая система взглядов на работу журналистов - Медиакоммуникации и бизнес».

В этом формате (разумеется, из того, что удалось услышать и увидеть) наиболее содержательным показался доклад под названием «Государственный медиахолдинг: возможности и риски» от коллеги из Великого Новгорода, директора медиахолдинга «Агентство информационных коммуникаций» Сергея Бондаренко. Все проблемы близки и понятны. Как выстраивать отношения с властью и выполнять госзадания, сохраняя при этом каноны «журналистики факта»? Способны ли издания, входящие в государственный медиахолдинг, на две трети финансируемый губернатором, отвечать потребностям населения? Вопросы открытые и отнюдь не праздные, поскольку балансировать между правдой и госзаказом, как мы все понимаем, весьма непростая задача.

Как водится, не обошлось и без конфузов. Сообщение главного редактора сайта «SKOBARIA.RU» Елены Кулешовой называлось «Новая парадигма региональных СМИ: как выйти из колеи». Выступающая на примере псковских СМИ говорила о так называемой «колейности» - «одних и тех же темах, одних и тех же проблемах», эксплуатируемых местными журналистами, о том, что никто не использует новых медиаформатов (типа лонгридов) и о том, что в материалах нет глубины, и все стремятся к жареным фактам, а кроме того, не любят цитировать друг друга.

«Давайте сделаем наше сообщество менее токсичным», - призвала главред «передового СМИ», как тут же нарвалась на гневную филиппику редактора «Псковской правды» Юлии Шариповой, которая обвинила «Скобарию» в элементарном воровстве - новостей и фотографий к ним. «Я не одна с этим столкнулась! "Скобария" ворует контент», - эмоционально выступила Юлия Шарипова. «Оправдания» уличенной в краже (что-то невнятное про «рерайт») показались мало убедительными, да и собственно заявленная тема «колейности» оказалась не раскрыта.

Однако стоит признать, что полемика (и даже возможный конфликт) входят в формат медиафорума как необходимый элемент и одна из его возможностей - встретиться с коллегами и пообщаться лицом к лицу, выяснить позиции друг друга, подискутировать. Сколько участников, столько и мнений, а участников на первом Псковском медиафоруме было триста пятьдесят из шести стран. И уже известно, когда состоится второй. В дни Ганзейского фестиваля в Пскове летом 2019-го года. Как предложил на пленарном заседании губернатор Псковской области Михаил Ведерников, «было бы интересно провести медиафорум или в рамках Ганзейских дней, или до или сразу после».

Александр Донецкий

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Как вы относитесь к введению транспортных карт в Пскове?
В опросе приняло участие 423 человека
Сюжет: Псковский международный медиафорум Новая медиалектика Преподаватели и студенты ПсковГУ приняли участие в Псковском международном медиафоруме С проектом «Интерактивная карта доступности» ознакомились участники международного медиафорума в Пскове Следующий международный медиафорум может быть проведен в рамках Ганзейских дней Благодаря «утке» некоторые до сих верят, что я летаю в полпредство на вертолете санавиации - Михаил Ведерников Международный медиафорум официально открылся в Пскове Инсайды здесь - Михаил Ведерников прорекламировал свой Instagram на медиафоруме в Пскове Псковский медиафорум может стать ежегодным Политтехнолог объяснил, почему растет количество каналов в заблокированном в России мессендежере Директор «Гражданской прессы» Максим Костиков получил награду ассоциации «Электронная электоральная политика» Доверие население к государственным СМИ падает - новгородский депутат Современное медиапространство приводит к перегруженности людей информацией - обсуждение на медиафоруме в Пскове «Федерал Пресс» планирует открыть редакцию в Псковской области Упоминание в СМИ помогает псковским предприятиям получать господдержку - мнение бизнеса В рамках международного медиафорума открылась фотовыставка «15 чудес Псковской области» Журналистов из 7 стран мира и 24 регионов России собрал 1-й Псковский международный медиафорум Начальник управления по информационной политике администрации Оренбурга: Псковский международный медиафорум - событие, безусловно, актуальное 17 регионов РФ и 7 иностранных государств примут участие в Псковском международном медиафоруме Псковскому международному Медиафоруму будет посвящен новый выпуск программы «Особое мнение» Доцент СПбГЭУ на медиафоруме в Пскове хотела бы узнать от коллег об их опыте по теме «Медиакоммуникации как бизнес» Политконсультант Михаил Черепанов: Псковский медиафорум - площадка для конструктивного диалога профессионального сообщества Александр Серавин: Пскову нужно вернуть статус медийного центра Представители СМИ приглашаются к участию в Псковском международном медиафоруме В Псковской области готовятся к проведению международного медиафорума Международный медиафорум пройдет в Пскове в ноябре

Коронавирус

Лента новостей
30
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта.
Для того, чтобы этого избежать добавьте наш сайт в белый список. Как это сделать.