Сцена / Обзоры

Рок-кабаре «Пиковая дама». Том Уэйтс представляет

21.09.2020 16:28|ПсковКомментариев: 0

XXVII Пушкинский фестиваль в Пскове открыла «Пиковая дама» Краснодарского театра драмы.


Из голубого искусственного дыма вдруг появляется сам Том Уэйтс. Да, никаких сомнений, это он, - культовый американский рок-музыкант и автор песен. Ну, или двойник Тома Уэйтса. Вылитый. Совсем такой же. Неведомо какой судьбой заброшенный на псковскую сцену из неизвестного фрик-шоу. Выходит, усаживается на стул спиной к публике и хриплым, будто вымоченным в бурбоне голосом, начинает свой затейливый рассказ. Про старую графиню Анну Федотовну, знающую секрет трех карт, про ее юную воспитанницу Лизу, мечтающую «вступить в сношения с молодым мужчиной», про расчетливого немца Германна, желающего сорвать большой куш.

Пушкинский «невеселый анекдот в одном действии» разворачивается перед зрителем в жанре «dark сabaret» - танцев, пластических этюдов, пантомимы, гэгов и бурлеска. Просто вот артисты маленького кабаре, к которому неожиданно присоединился сам Том Уэйтс, решили сыграть Пушкина - забавную и поучительную вещицу под названием «Пиковая дама», совсем как актеры захудалого нью-йоркского театрика из экранизации Луи Маля «Vanya On 42nd Street», весь фильм репетировавшие «Дядю Ваню» Чехова.

Том Уэйтс и артисты лос-анджелесского, по-видимому, дарк-кабаре «Пиковую даму» представляют – почти во всех значениях этого глагола. То есть – являют, доставляют, знакомят, воображают, дают в виде концерта. Том Уэйтс (Евгений Женихов) рассказывает, а артисты показывают. Сюжет, который пересказывать нет смысла, ибо знаком с детства, разыгрывается по всем канонам жанра, то есть эксцентрично, ярко, сексуально, под музыку Тома Уэйтса; звучат песни – дурашливая «Russian Dance» и знаменитая «Blue Valentinеs»; а еще «My Wild Love» The Doors и «Хомба» группы «АукцЫон».

Сюжет-то знаком, а вот спектакль у Константина Солдатова вышел неожиданным и острАненным (правильное ударение на второй слог), от слова «остранение», сегодня этот термин Виктора Шкловского, как я заметил, снова вошел в моду, особенно в театре. Потому что верно: а чем же еще современному театру и заниматься, как ни делать привычное странным? Снимать автоматизм восприятия с классического, слышанного с десяток раз текста.

«Пиковая дама» из Краснодара выглядит необычно и свежо. Режиссер Константин Солдатов, он же - сценограф, он же - автор инсценировки, выбрал из хрестоматийного текста именно такие фрагменты, которые позволяют увидеть смысл повести как-то по-новому. Трудно объяснить и стыдно признаться, но я как будто впервые понял, о чем эта вещь. Будто грубые «американцы» на сцене очистили рассказ от некой темной мистической пелены, и смыслы вдруг засияли – отчетливо и контрастно.

Графиня (гротескная Виктория Лукина) – шоу унизительной немощи, телесного уродства и старческого маразма; Германн (Михаил Золотарев, разрывающий все шаблоны образа) – трагедия одержимости, обсессии, доводящей буквально – до психушки; Лиза (нежная и гибкая Ольга Вавилова) – драма женского влечения и выдуманной любви, весь этот Фрейд. На сцене возникает как бы «разнобедренный» любовный треугольник, по ходу действия причудливо меняющий свою конфигурацию: то главный персонаж - графиня, к ней, вздорной и вызывающей отвращение, приковано все внимание зрителя; то на первый план выскакивает Германн, здесь - нелепый, смешной, суматошный, с безумно выпученными глазами и распяленным ртом; то в центре сцены, как бы отодвигая всех от себя, оказывается высвеченная софитами Лиза, беззащитная и трогательная, ее хочется пожалеть и погладить по голове, как худенькую девочку, дать в утешение сладкую конфету.

Эстетика дарк-кабаре с его нарочитой, броской, иногда бьющей через край сексапильностью и чередой почти цирковых аттракционов (Три карты – Евгения Белова, Екатерина Бушина и Анастасия Поддубная), как ни странно, не противоречит психологизму чуть ли ни «школы Станиславского». Персонажи - не маски, не куклы, а живые страдающие люди. Всех в финале жалко: и глупо, за секунду до триумфа, «обдернувшегося» Германна, и обманутую в своей первой любви Лизу, и даже вызывающую чувство брезгливости, графиню Анну Федотовну.

Все слова кажутся банальными и стертыми по сравнению с тем, что произошло на сцене. Словосочетание «новое прочтение» звучит нестерпимо пошло. Но это действительно редкая удача - увидеть в театре художественно убедительный контрапункт из классического текста и его сценической версии, эксплуатирующей как прием один из оригинальных жанров массовой культуры. Том Уэйтс и его кабаре? Почему бы и нет! Я уверен: Пушкин был бы не против.

Саша Донецкий

Фото Вадима Боченкова

ПЛН в телеграм
Сюжет: XXVII Пушкинский театральный фестиваль в Пскове Второй этап Пушкинского театрального фестиваля стартует в Пскове Один из главных театров России покажет спектакль на псковской сцене Театральным критикам понравилось проведение Пушкинского фестиваля в сентябре Андрей Пронин: Уход зрителей со спектакля - снобизм, возникающий от недокормленности Почта России доставит более 100 открыток с Пушкинского театрального фестиваля XXVII Пушкинский театральный фестиваль: От «Слова о полку Игореве» до… Тома Уэйтса Началась прямая трансляция открытой дискуссии «Национальный театр России: новая стратегия» Магадан как коан Писатель и литературовед Евгений Водолазкин станет гостем программы «Дело Луначарского» Пункт посткроссинга будет работать на Пушкинском театральном фестивале Эскиз о семье Болконских представят зрителям Пушкинского театрального фестиваля Шедевр фестиваля: «Пиковая дама» Евгения Князева покорила сердца псковичей В бананово-лимонном Пскове Корыто, полное любви: Театр кукол из Карелии открыл псковичам секрет семейного счастья Рок-кабаре «Пиковая дама». Том Уэйтс представляет XXVII Пушкинский театральный фестиваль открывается в Пскове Дмитрий Месхиев: Мы не возим на Пушкинский театральный фестиваль «нафталин» В программу Пушкинского фестиваля в Пскове не включили лекцию о русском мате Уличную программу отдельно разработают к следующему Пушкинскому фестивалю Псковичей приглашают посетить на редкость интересную выставку Чрезвычайно интересным назвал спектакль «О рыбаке и рыбке» Дмитрий Месхиев Уличные действа планируется вернуть в творческий обиход псковского театра Дмитрий Месхиев перечислил особенности Пушкинского театрального фестиваля «Рассказ о семи повешенных» представят в псковском театре На Пушкинском театральном фестивале покажут эскизы спектаклей по школьной классике Лекцию о «гражданине мира» прочтут псковичам 26 сентября О Пушкине и фольклоре расскажет псковичам театровед Станет ли псковский «Ревизор» лауреатом «Золотой маски», зрители узнают 30 октября Спектакль «Лавр» стал хедлайнером Пушкинского фестиваля по продажам Четыре дня осталось на покупку билетов со скидкой на спектакли Пушкинского фестиваля Премьеру моноспектакля «И смех, и грех» увидят псковичи в сентябре Моноспектакль «Пиковая дама» покажут на Пушкинском фестивале «Слово о полку Игореве» представит на Пушкинском фестивале Театр на Малой Бронной Билеты на Пушкинский фестиваль можно приобрести со скидкой 20% Спектакль по роману Евгения Водолазкина «Лавр» увидят псковичи в сентябре «Истории петербургского повесы» представят на Пушкинском театральном фестивале Спектакль «Вертинский. Русский Пьеро» увидят псковичи в сентябре В Пскове открыта продажа билетов на спектакль «Пиковая дама» Краснодарского театра драмы Открыта продажа билетов на спектакли XXVII Пушкинского театрального фестиваля Стала известна программа XXVII Пушкинского театрального фестиваля в Пскове «Особое мнение»: Дмитрий Месхиев о будущем театральных проектов и фестивалей в Псковской области Дмитрий Месхиев озвучил примерную дату открытия Пушкинского театрального фестиваля Начинается видеотрансляция программы «Особое мнение» с Дмитрием Месхиевым Дмитрий Месхиев выскажет «Особое мнение» о будущем театральных проектов и фестивалей в Псковской области
Лента новостей